ОРЕАНДА-НОВОСТИ. IV Международный фестиваль балета "Мариинский" пройдёт с 3 по 13 апреля 2014 года на сцене Мариинского театра и Мариинского-2. Фестиваль откроет премьера трехактного балета "Сильвия" Л. Делиба в хореографии Фредерика Аштона (3, 4 апреля).

К балету на музыку Делиба неоднократно обращались самые разные хореографы, отдавая дань прекрасной партитуре композитора. Именно о ней Пётр Ильич Чаковский отозвался, как о первой балетной музыке, достойной того, чтобы её слушали: "Музыка составляет не только главный, но и единственный интерес. Что за прелесть, что за изящество, что за богатство мелодическое, ритмическое и гармоническое!".

Сюжет "Сильвии" заимствован из драматической пасторали великого итальянского поэта эпохи Возрождения Торквато Тассо "Аминта", созданной как изящная стилизация в духе античной мифологии и воспевающей любовь нимфы Сильвии и пастуха Аминты. Первое представление балета состоялось в парижской Гранд-опера 14 июня 1876 года. За последние сто лет "Сильвия" ставилась неоднократно, в том числе Лео Стаатсом, Сержем Лифарем, Джоном Ноймайером, на музыку Делиба концертное Па-де-де сочинил Джордж Баланчин. Аштон поставил свой спектакль в 1952 году в Лондонском Королевском балете.

В Мариинском театре за балет Делиба впервые взялись в 1900 году. Идея постановки принадлежала Александру Бенуа. Бенуа разработал план постановки, в которой соединялись хореография и "высокая живопись", спектакль должен был "передать в действии всю эллинскую красоту музыки Делиба". Декорации создавали Бенуа, Коровин и Лансере; эскизы костюмов делали Серов, Бенуа и Бакст. Проводить идею в жизнь по поручению директора Императорских театров князя Сергея Волконского должен был молодой Сергей Дягилев, тогда - чиновник по особым поручениям Дирекции театров. Хореографами предполагались молодые, талантливые танцовщики Сергей и Николай Легаты. Но тщательно проектировавшийся шедевр не удался. Дягилев был уволен за самоуправство, а "Сильвия" в 1901 году на Мариинской сцене увидела свет в версии Льва Иванова и Павла Гердта. Тем не менее балет, в котором блистала Ольга Преображенская, а в одной из второстепенных ролей выступала Анна Павлова, пользовался успехом у публики и шёл несколько сезонов. В 1916 году вариант балета для Тамары Карсавиной создал Самуил Андрианов.

Над премьерой балета Аштона с труппой Мариинского театра работают Анна Тревьен, специалист по записи танца лондонского Королевского балета, и Сьюзан Джоунз, педагог-репетитор Американского театра балета. Главные партии репетируют: Виктория Терёшкина, Алина Сомова (Сильвия); Владимир Шкляров, Ксандер Париш (Аминта); Юрий Смекалов, Андрей Ермаков (Орион).

Приглашенная труппа фестиваля - Датский Королевский балет. Театр привезёт в Петербург балет "Неаполь" в постановке Сореллы Инглунг и Николая Хюббе по мотивам хореографии Августа Бурнонвиля (10 и 11 апреля). В этом спектакле действие перенесено в Италию 50-х годов.

Хореография Августа Бурнонвиля - "визитная карточка" Датского Королевского балета, именно Бурнонвиль создал в Дании самобытную традицию мужского танца с характерными национальными чертами, своей виртуозностью поднявшую Датский Королевский балет на международный уровень.

Проект "Диана Вишнёва. Грани" (7 апреля) продолжает серию авторских проектов прима-балерины Мариинского театра. Предыдущие проекты Вишнёвой "Красота в движении" и "Диалоги" были удостоены пяти премий "Золотая маска" в разных номинациях. В проекте "Грани" балерина продолжает освоение хореографического языка современного танца. В названии проекта кроется его главная идея - раскрыть новые грани дарования балерины.

В программу вечера войдут два одноактных балета. "Переключение" в постановке известного французского хореографа, директора Балета Монте-Карло Жан-Кристофа Майо на музыку американского композитора, обладателя премии "Оскар" Дэнни Элфмана. Сценическое оформление создал французский художник Алан Лагард.

"Женщина в комнате" - работа американского хореографа Каролин Карлсон. Вдохновившись фильмами Андрея Тарковского и поэзией Арсения Тарковского, она создала балет-притчу о женщине, "перелистывающей" страницы своей жизни в одиночестве в пустой комнате. Для своей работы Каролин Карлсон использовала музыку известного итальянского виолончелиста, композитора-постминималиста Джованни Соллимы и французского композитора Рене Обри. Продюсер проекта - Сергей Данилян.

На фестивале будет представлена недавняя премьера театра - "Инфра" Уэйна МакГрегора (5 апреля) в один вечер с Concerto DSCH Алексея Ратманского и "Весной священной" Саши Вальц.

Специальным событием фестиваля станет Творческая мастерская молодых хореографов (13 апреля, 12.00). Этот проект проводится уже второй год и позволяет молодым хореографам проявить себя, воплотить смелые идеи. Самые удачные хореографические миниатюры смогут войти в репертуар театра, как случилось в прошлом году с работой Антона Пимонова "Хореографическая игра 3х3". В этом году зрители смогут увидеть работы Ильи Живого, Юрия Смекалова, Ирины Толчильщиковой, Владимира Варнавы, Ксении Зверевой, Максима Севагина, Максима Петрова.

Закроется фестиваль большим гала-концертом звёзд балета, в программу которого помимо "Симфонии до мажор" Джорджа Баланчина и балетного дивертисмента вошла новая работа Антона Пимонова Inside the lines. Таким образом, фестиваль, начавшийся премьерой, премьерой и завершится.