ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 28 и 29 октября 2010 года в Концертном зале имени П.И. Чайковского два вечера будет звучать музыка Сергея Васильевича Рахманинова. Инициатором этого проекта выступил внук великого композитора - Александр Борисович Рахманинов, который после долгого перерыва специально приедет в Москву.

В швейцарском курортном месте, неподалёку от Люцерна, в 1929 году Сергей Рахманинов купил большой кусок земли и выстроил виллу Сенар - название сложилось из начальных букв имен Сергей и Наталья Рахманиновы. В последнее десятилетие там поселился Александр Рахманинов и стал активно заниматься наследием деда, основав Фонд имени С.В. Рахманинова.

Одним из главных событий вечеров обещает стать исполнение незаслуженно забытой Симфонии №1 С.В. Рахманинова. Ко времени сочинения этого произведения (1895 г.) 22-летний композитор уже был автором оперы "Алеко", Первого концерта для фортепиано с оркестром, множества фортепианных пьес (в том числе прелюдии до диез минор, "Полишинеля", "Элегии") и нескольких серий романсов, среди которых такие шедевры вокальной лирики, как "Не пой, красавица", "В молчаньи ночи тайной", "Дитя, как цветок ты прекрасна", "Полюбила я на печаль свою" и целого ряда других сочинений. Чрезвычайно увлечённый воплощением своего замысла, Рахманинов писал симфонию очень быстро, однако дальнейшая история этого произведения - одна из самых тяжёлых страниц биографии композитора.

Первое исполнение симфонии состоялось в Петербурге 15 марта 1897 года в одном из "Русских симфонических концертов" под управлением А.К. Глазунова. "Как сейчас вижу я всю обстановку концерта, - вспоминает Л.Д.Ростовцева (Скалон). - В зале сидят Кюи, Стасов, Беляев, Направник и другие видные критики и музыканты. Серёжа забился на витую лестницу, ведущую из зала на хоры. Глазунов флегматично стоял у дирижёрского пульта и также флегматично провёл симфонию. Кюи всё время качал головой и пожимал плечами, Стасов и Беляев неодобрительно переглядывался". Провал был полным, и пресса целым рядом статей не оставила этот факт без внимания. Разгромную публикацию в газете "Санкт-Петербургские ведомости" поместил Ц.А. Кюи, который упрекал композитора в жестоком музыкальном "модернизме" и высмеивал идею, послужившую основой для написания симфонии.

Сочинение произвело удручающее впечатление практически на всех петербургских музыкантов. Рахманинов, уязвлённый в самое сердце, по-видимому, уничтожил партитуру. Начался двухгодичный период тяжёлой депрессии, из которой композитор выходил мучительно трудно. Позже он вспоминал: "Обстоятельства, сопутствующие исполнению моей Первой симфонии, сильно подействовали на меня и наложили глубокий отпечаток на моё позднейшее развитие. Мне казалось, что не существовало ничего, что было бы мне не по силам, я возлагал большие надежды на своё будущее. Находясь именно в таком радужном настроении, я написал свою Первую ре-минорную симфонию, и лёгкость, с которой я сочинял её, ещё прибавила мне гордости за себя и уверенности в своих возможностях. Я был высокого мнения об этом произведении, построенном на темах из "Обихода" - книги хоров с песнопениями из служб русской церкви - во всех восьми тональностях. Радость созидания захватила меня. Я был убеждён, что в симфонии открыл совершенно новые пути в музыке…".

Рахманинову сразу было трудно определить причину неуспеха. Но, отнесясь к своему детищу критически, он всё же был склонен видеть её в неудачном исполнении. Будь она исполнена под управлением другого дирижёра и не в Петербурге, а в Москве, где широко известное имя молодого композитора, любимого и ценимого, это обеспечило бы более дружелюбный приём его произведению.

Автограф рахманиновской партитуры, опус 13, до сих пор остаётся не обнаруженным (сохранилась лишь рукопись её четырёхручного переложения). В годы Великой Отечественной войны партитуру удалось восстановить по оркестровым голосам, найденным А.В. Оссовским в библиотеке Ленинградской консерватории. После почти 50-летнего перерыва Симфония была исполнена в Москве 17 октября 1945 года в Большом зале консерватории Государственным симфоническим оркестром СССР под управлением А. Гаука (в 1947 году была издана партитура в его редакции).

Несмотря на определённую "неравноценность" с более поздними произведениями композитора, художественные достоинства обеспечивают симфонии особое место в концертном репертуаре.

Будучи арт-директором Фонда имени С.В. Рахманинова, Денис Мацуев представляет неизданные сочинения великого композитора. Весной 2007 вышел сольный альбом артиста "Неизвестный Рахманинов" (SonyBMG), записанный на вилле "Сенар" в Люцерне на рояле композитора. Созданный на основе CD цикл программ с одноимённым названием чрезвычайно востребован как в России, так и за рубежом. Концерт №3 и Рапсодия на тему Паганини совместно с симфоническим оркестром Мариинского театра (дирижёр Валерий Гергиев) - последний диск музыканта, выпущенный на лейбле Mariinsky (2010). "Рахманиновскую" линию Денис Мацуев активно проводит за рубежом, а его мечта - привезти из Швейцарии в Россию "Steinway" композитора и исполнить на нём "рахманиновскую" программу.

Денис Мацуев и Владимир Спиваков уже не в первый раз представляют сочинения великого композитора в России и за рубежом. Мацуев неоднократно солировал в программах и "Виртуозов Москвы", и Национального филармонического оркестра России, с которым дал целый ряд запоминающихся концертов. Одним из ярких событий прошлого года стала премьера "Пятого концерта для фортепиано с оркестром" С.В. Рахманинова (2.02.2009).

Московская государственная академическая филармония и Фонд имени С.В. Рахманинова выражают особую благодарность Российскому Авторскому Обществу, благодаря участию которого эти концерты стали возможными. Сегодня объём использования российских произведений за рубежом сокращается, а зарубежных в России - увеличивается, и РАО пытается переломить эту тревожную для отечественной культуры тенденцию. В целях популяризации русских классиков через современных исполнителей РАО видит свою задачу в том, чтобы поддерживать национальную культуру и достойно представлять наше искусство за пределами страны.

Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Академической Филармонии.