ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Всё ещё оставаясь мировыми лидерами в области науки и развития, США, Европа и Япония всё больше испытывают конкуренцию со стороны новых развивающихся стран во главе с Китаем. Таковы выводы Доклада ЮНЕСКО по науке 2010 года, представленного в штаб-квартире ЮНЕСКО по случаю Всемирного дня науки 10 ноября 2010 года.

Азиатские страны во главе с Китаем, Индией и Южной Кореей с 2002 по 2007 увеличили свою долю в общемировом объёме с 27 до 32%. В тот же период три тяжеловеса промышленно развитого мира - Европейский Союз, США и Япония - отмечали спад. Если в 2002 году объёмы инвестиций для науки и развития (R&D) в индустриальных странах составляли 83%, то в 2007 они не превышали 76%. Эта тенденция ещё более очевидна на уровне конкретных предприятий. С 2000 по 2007 год доля частного сектора в расходах R&D по отношению к ВВП резко увеличилась в Японии, Китае, Сингапуре и особенно - в Южной Корее, тогда как в Германии, Франции и Великобритании она оставалась стабильной и слегка снизилась в Российской Федерации и США, сообщает пресс-служба ЮНЕСКО.
 
"С появлением новых активных участников мировой экономики распределение инвестиций на науку и развитие между Севером и Югом изменилось, - отмечает в своём предисловии к Докладу Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова. - Постепенно двухполюсный мир науки и развития, где доминировала тройка таких лидеров, как Евросоюз, Япония и США, превращается в многополярный мир с растущим числом научных центров как на Севере, так и на Юге".

Доля учёных в развивающихся странах с 30% в 2002 г. выросла до 38% в 2007 г. Следует отметить, что две трети этого роста приходятся на один Китай. Эта страна, насчитывавшая в 2007 г. 1 423 400 исследователей, почти опережает США и Евросоюз вместе взятые. Теперь Европа, США и Китай имеют по 20% от общемирового числа ученых, за ними идут Япония (10%) и Россия (7%).
 
Таким переменам способствует быстрое развитие интернета, который является мощным фактором распространения знаний. Везде в мире число подключений к Всемирной сети резко увеличилось с 2002 по 2007 год. При этом наиболее показателен этот прогресс в развивающихся странах. В 2002 г. в мире на каждые 100 человек приходилось 10 пользователей интернета. Сегодня их более 23. За тот же период в Африке этот показатель вырос с 1,2 до 8, в арабских странах - с 2,8 до 16, в Латинской Америке - с 8,6 до 28.

Однако есть область, где тройка лидеров сохраняет свои доминирующие позиции – это лицензирование. "Из всех показателей, приводимых в Докладе ЮНЕСКО по науке, показатель по лицензированию ярче всего свидетельствует о неравенстве в области научного творчества в мире", - говорится в документе. Патентное ведомство США, Европейское патентное бюро и Патентное бюро Японии имеют львиную долю в этой области, и их печати на патентах остаются синонимом высокого качества.

Между тем, несмотря на то, что развивающиеся страны готовят всё больше исследователей и научных работников, эти специалисты далеко не всегда получают работу у себя на родине, подпитывая миграцию дипломированных специалистов с Юга на Север, и внутри развитых стран Севера. В первую очередь, с этой проблемой сталкиваются Индия, Турция, некоторые африканские страны южнее Сахары и страны Южной Азии. Считается, что не меньше трети африканских учёных работали в 2009 году за границей. По данным ОЭСР, приведённых в британском исследовании 2008 года, из 59 млн мигрантов, живущих в странах ОЭСР, 29 млн имеют высокую квалификацию.

"Я более чем когда-либо убеждена, что региональное и международное научное сотрудничество критически важно, когда мы сталкиваемся со взаимосвязанными, сложными и продолжающими нарастать глобальными вызовами, с которыми мы сталкиваемся, - пишет Бокова в предисловии к Докладу. - Во всё большей степени международная дипломатия будет принимать форму научной дипломатии в предстоящие годы.  В связи с этим, ЮНЕСКО должна и будет продолжать прилагать усилия для укрепления международного партнёрства и сотрудничества, в частности, сотрудничества Юг-Юг. Научная составляющая дипломатии была одной из главных причин, по которым наука стала одной из областей мандата ЮНЕСКО. Это имеет фундаментальное значение для ЮНЕСКО в настоящее время, когда наука оказывает огромное воздействие на формирование будущего человечества и когда разработка научной политики без учета её международного контекста, теряет всякий смысл".