ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's подтвердила долгосрочные суверенные кредитные рейтинги Республики Казахстан по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне "BBB". Прогноз изменения рейтингов - "Негативный". В то же время подтверждены краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Казахстана по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне "A-2". Также подтверждён рейтинг страны по национальной шкале на уровне "kzAA+".

Позитивное влияние на рейтинги Республики Казахстан оказывают позиция правительства страны как нетто-кредитора и высокие бюджетные показатели, обусловленные многолетними профицитами бюджета и счёта текущих операций, а также значительными запасами природных ресурсов. Уровень рейтингов по-прежнему сдерживается ограниченной, по мнению агентства, эффективностью институциональной системы и управления, что обусловлено высокой степенью централизации политических процессов и сохраняющейся неопределённостью в вопросе о возможном преемнике действующего президента. Уровень рейтингов также ограничен умеренными темпами развития экономики (по оценкам, ВВП на душу населения в конце 2014 г. составил 13 000 долл.), ограниченной гибкостью монетарной политики и высокой зависимостью экономики от нефтегазового сектора.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев объявил о своем участии в досрочных президентских выборах, которые должны состояться 26 апреля 2015 г. Standard & Poor's полагает, что выборы, в результате которых с большой долей вероятности президент Назарбаев будет переизбран на следующий срок, будут способствовать поддержанию политической стабильности в ближайшей перспективе. По мнению агентства, Казахстан имеет одну из самых стабильных политических систем в регионе. Возобновление полномочий действующего президента страны, как ожидается, укрепит позицию правительства в том, что касается проведения более сложных экономических реформ, направленных на преодоление экономического спада. Как позитивный фактор, агентство отмечает предсказуемость социально-экономической политики в Казахстане, осуществляемой под руководством президента Назарбаева, включая недавно предложенные меры по индустриализации и диверсификации экономики.

Тем не менее Standard & Poor's считает, что предугадать дальнейший курс в среднесрочной перспективе достаточно сложно ввиду неопределенности в отношении возможного преемника президента, которому исполнилось 74 года. Агентство отмечает высокую степень централизации политической системы страны во главе с президентом, который находится у власти с момента обретения Казахстаном независимости в 1991 г., в связи с чем сохраняется значительная неопределённость в отношении возможного перехода власти к новому президенту и изменения политики в среднесрочной перспективе.

Экономика Казахстана в высокой степени зависит от нефтяного сектора, на долю которого приходится 20-30% ВВП (оценка), более 50% доходов бюджета и 60% экспорта. Standard & Poor's ожидает снижения темпов роста ВВП с 4,3% в 2014 г. до 1,5% в 2015 г. - главным образом вследствие низких цен на нефть. Мы также ожидаем, что дальнейшее обесценение национальной валюты и инфляция будут оказывать негативное влияние на темпы роста ВВП в долларовом эквиваленте в этом году.

Объёмы нефтедобычи в Казахстане несколько сократятся в 2015-2016 гг. до 80,5 млн т в 2015 г. (с 81,8 млн т ранее). Кроме того, рост нефтедобычи оставался практически нулевым на протяжении нескольких лет вследствие отсрочек с запуском крупного Кашаганского месторождения. Standard & Poor's не прогнозирует сколько-нибудь существенного прироста нефтедобычи на офшорном Кашаганском месторождении до 2018 г. Кроме того, сохраняется неопределённость относительно того, когда возобновится эксплуатация этого месторождения и будут ли задействованы все его мощности уже на первом этапе эксплуатации. Это могло бы увеличить объёмы нефтедобычи в стране на 20%. Запуск Кашаганского месторождения не раз откладывался, а объём необходимых инвестиций пересматривался.

Темпы экономического роста замедлятся также в связи с ожидаемым влиянием на потребительский спрос (который является ключевым фактором, обеспечивавшим рост в последние годы) девальвации национальной валюты, консолидации бюджета (в том числе сокращения текущих и капитальных расходов), снижения объемов экспорта других сырьевых товаров, а также внешних факторов, в том числе экономического спада в России. Казахстан столкнулся сразу с двумя проблемами - снижением цен на нефть и экономическим спадом в России. В феврале 2014 г. правительство страны приняло меры по снижению курса национальной валюты на 19% по отношению к доллару США. Вследствие резкого снижения курса рубля по отношению к доллару США в течение прошлого года национальная валюта Казахстана (тенге) укрепилась примерно на 75% относительно российского рубля (по сравнению с курсом тенге к рублю в феврале 2014 г.). Несмотря на то, что Россия не является крупнейшим торговым партнёром Казахстана, столь существенное укрепление тенге негативно влияет на конкурентоспособность казахстанских товаров и экспорт в Россию. Недавно правительство объявило об эмбарго на импорт нефтепродуктов из России и обсуждает вопрос об эмбарго других российских товаров.

Прогноз "Негативный" по долгосрочным суверенным рейтингам отражает мнение агентства об усилении рисков, связанных с внешнеэкономической, фискальной и монетарной позициями Казахстана. Standard & Poor's может понизить долгосрочные рейтинги Казахстана, если внешнеэкономическая и фискальная позиции страны ухудшатся в более значительной степени, чем ожидается в настоящее время, даже с учётом возможного восстановления цен на нефть в 2015-2016 гг. Негативное влияние на рейтинги может оказать снижение результативности монетарной политики или сокращение международных резервов, поскольку НБК приходится решать несколько задач одновременно.

Standard & Poor's может пересмотреть прогноз на "Стабильный", если процесс принятия политических решений и институциональная система станут более прозрачными и предсказуемыми. Кроме того, позитивное влияние на рейтинги могут оказать успешное проведение структурных реформ, а также усиление мер по диверсификации экономики и увеличению гибкости монетарной политики.