ОРЕАНДА-НОВОСТИ. По мнению многих экспертов, вторая половина второго президентского срока Владимира Путина, завершившегося, как известно, 7 мая 2008 года инаугурацией третьего президента РФ Д.Медведева, прошла под очевидным знаком усиления присутствия государства в экономике. Данный курс был избран в целях решения стратегической задачи ускорения социально-экономического развития страны, удвоения её ВВП, превращения страны в одну из пяти ведущих экономик мира к 2020 году.

Основным механизмом реализации данного курса стало создание весьма своеобразных, не имеющих аналогов в европейских странах, формирований - государственных корпораций, призванных стать локомотивами экономического роста в слабо диверсифицированной и монополизированной российской экономике. К настоящему моменту Госдума приняла 6 законов, в соответствии с которыми образованы Банк развития (17 мая 2007 г.), Роснанотех (19 июля 2007 г.), Фонд содействия реформированию ЖКХ (21 июля 2007 г.), Олимпстрой (30 октября 2007 г.), Ростехнологии (23 ноября 2007 г.), Росатом (1 декабря 2007 г.). На их развитие только в денежной форме, помимо имущества и земельных участков, государство в 2007 году выделило около 1 трлн руб.

Экспертное сообщество пока весьма сдержанно комментирует данный курс, отмечая, с одной стороны, его разумность в условиях бурных процессов глобализации, требующих объединения мощностей, капиталов, усилий для достижения успеха на глобальных рынках. С другой стороны, оно указывает на непрозрачность данной формы организации экономической деятельности, её закрытость для всех существующих контролирующих организаций, фактическую подотчётность только первому лицу государства, тепличные условия существования, исключающие, например, возможность банкротства госкорпораций. Как бы то ни было, основная сложность усматривается в нахождении правильного баланса частных и государственных интересов в деятельности вышеуказанных организаций. Тем не менее, ожидалось, что в текущем году правительство продолжит реализацию планов по созданию новых госкорпораций и накачке уже существующих средствами из госрезервов.

Однако действительность превзошла все ожидания. Российское чиновничество предложило поистине грандиозный план создания своеобразной экономической вертикали, в основание которой должны быть положены областные и краевые госкорпорации. По сообщениям региональных СМИ, полным ходом процесс создания Госкорпорации развития региона идёт в Самарской области. Инициатором её создания стали правительство Самарской области и госкорпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (ВЭБ). Вновь создаваемая структура должна стать главным инструментом реализации стратегии развития области до 2020 года, которую на прошлой неделе утвердил губернатор области - выходец из федеральной госкорпорации "Рособоронэкспорт" Владимир Артяков.  В качестве первоочередных задач формируемой по межотраслевому принципу Госкорпорации развития Самарской области определены:  привлечение в Самарскую область крупных инвестиций, участие в развитии технопарков, реализация инфраструктурных проектов в сфере ЖКХ, а также повышение инвестиционной активности населения и улучшение качества его жизни.

По информации руководителя областного представительства при правительстве РФ Анатолия Головатого, девять проектов в рамках деятельности госкорпорации развития Самарской области уже согласованы с Внешэкономбанком, а общий объём инвестиций в региональную госкорпорацию составит до 80 млрд руб. Основная работа по созданию корпорации должна быть завершена до конца августа 2008 г.

По мнению ярого сторонника проекта - депутата Госдумы, пресс-секретаря Г.Зюганова  А.Андреева, создание госкорпорации будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса ("образно говоря, и позаимствует зерна в неурожайный год, и защитит и проконтролирует"), снижению бюрократических барьеров и борьбе с коррупцией. Безусловно, хотелось бы надеяться на такое развитие событий, однако региональные чиновники не сообщают как они намереваются решить основную проблему, которая возникнет в условиях объединения региональных производителей под единой "супер-крышей" - проблему монополизма. Симптомы данного явления хорошо известны большинству россиян - это постоянные монопольные сговоры, ведущие к многократному завышению цен на товары и услуги, низкое их качество, отсутствие у производителей стимулов к совершенствованию.  
 
Подобные опасения существуют вообще-то и в отношении федеральных госкорпораций. Однако там всегда остаётся надежда на зарубежных производителей, которые составят конкуренцию отечественным, тем более, что стремясь вступить в ВТО, Россия готова взять на себя обязательства по постепенному открытию своих рынков. Что же касается регионов, то россиянам остаётся уповать на мудрость местных законодателей, которые догадаются заложить в соответствующие региональные законы меры антимонопольного и антикоррупционного характера и здравый смысл исполнителей этих законов.   

Андрей Терёхин, Ореанда-Новости

Следующий материал по теме выйдет 03.06.2008

Читайте также:

Украина прорвалась в ВТО, наступит ли очередь России?

Пройти тропою Фродо Бэггинса, увидеть Шир и Мордор

"Подводные камни" сочинской Олимпиады

Отпуск на Черноморском побережье: есть ли альтернатива?

Воздушные замки российской туриндустрии