ОРЕАНДА-НОВОСТИ.  Минувшие выходные ознаменовались давно уже не виданными в России массовыми акциями протеста, прошедшими в городах и населённых пунктах Приморья: Владивостоке, Артёме, Находке, Уссурийске и других. По разным данным от  3 до 6 тыс. человек  собрались утром в воскресенье 14 декабря только в центре движения протеста - на Корабельной набережной Владивостока, чтобы принять участие в санкционированном местными властями пикете автомобилистов против повышения пошлин на ввозимые в страну иномарки. Вооружившись транспарантами "Повышение пошлин - смерть Приморья!" и "Владик с Курилами теперь отдайте Японии!", пикетчики приступили, в начале, к вполне мирному занятию – сбору подписей под обращением к правительству о снижении пошлин. Впрочем, радикализация настроений собравшихся не заставила себя ждать. Ведь в Приморье не только поголовно ездят на праворульных иномарках, преимущественно японского производства,  но и снабжают "иностранками" добрую половину страны, включая весь Дальний Восток и Сибирь. Теперь над десятками тысяч людей нависла реальная угроза потерять единственный источник дохода. Только в 600-тысячном Владивостоке, по некоторым оценкам, порядка 150 тыс. человек заняты в автобизнесе. Это продавцы авторынков, докеры, экипажи судов, которые доставляют машины из Японии, работники автомастерских, складских помещений, транспортники, что развозят машины по стране и пр. По мнению экспертов, около половины из них будут вынуждены искать новую работу.

Не удивительно, что пикет вскоре перерос в стихийную акцию протеста под лозунгами: "Не говорите, что нам покупать, и мы не скажем, куда вам идти", "Ищем работу!" и др. В полдень значительная часть участников манифестации направились на машинах в аэропорт, для соединения с митингующими из других городов Приморья. На трассе Владивосток-Артём образовалась гигантская автоколонна, двигавшаяся с включёнными фарами и аварийками. На подступах к аэропорту она была остановлена милицией, которая пресекла все попытки митингующих прорваться. В то же самое время, когда милиция вела переговоры с протестующими на подступах к аэропорту, другая группа митингующих перекрыла движение по центральной транспортной артерии города – Некрасовскому путепроводу.  В местах стихийных митингов приморцы открыто выражали свой протест не только против пошлин, но и против тяжёлых условий жизни: высоких цен на услуги ЖКХ, безработицы, непомерной стоимости топлива и продуктов питания, тотального безденежья. По сообщениям местных СМИ, к вечеру воскресенья обстановка накалилась до предела. Люди продолжали протестовать у аэропорта и в центре города, разжигая костры, чтобы как-то согреться при температуре воздуха -5 градусов. Призывы местных руководителей - мэра Владивостока Игоря Пушкарёва и вице-губернатора края Костенко с просьбой разойтись и решить дело миром, протестующие игнорировали, заявляя, что они не верят заверениям властей.  По информации председателя Общества защиты автомобилистов Приморского края Дмитрий Пенязя акции протеста отдельных групп автомобилистов продолжались до поздней ночи, затем они были вытеснены милицией и ОМОНом. Органы правопорядка задержали, по разным данным, от 15 до 26 участников протестов, вменив им нарушения статьи 20.18 КоАП РФ ("блокирование транспортных коммуникаций"). На основании этой статьи им грозит штраф в размере 2-2,5 тыс. руб. или административный арест на срок до 15 суток.

Напомним, что массовые акции приморцев были спровоцированы постановлением правительства РФ о повышении пошлин на импортные автомобили, принятым на прошлой неделе. Решение правительства, вступающее в силу сразу после новогодних праздников – 11 января 2009 года, предусматривает увеличение в 1,5-2 раза таможенных пошлин для физических лиц на новые и подержанные автомобили. Наиболее кардинально условия ввоза поменяются для наиболее популярных "слегка подержанных" автомобилей. Во-первых, сузится возрастная "вилка": вместо прежних "с трёх до семи лет" для этой категории автомобилей будет использоваться диапазон "с трёх до пяти лет". Во-вторых, сами пошлины вырастут почти в два раза. Если раньше за автомобили с мотором до одного литра надо было платить по 0,85 евро за каждый "кубик" рабочего объёма двигателя, то теперь - 1,5 евро. Ставки для наиболее популярного класса машин с моторами объёмом от 1,5 до 1,8 литра выросли с 1,5 до 2,5 евро. В целом, подержанные машины подорожают минимум на 15-20%, новые – в среднем на 6-10%, а старые иномарки – в 1,5 – 2 раза.

Эксперты сходятся во мнении, что заявленные правительством меры направлены на спасение отечественного автопрома в условиях глобального экономического кризиса. Последний в равной степени затронул как отечественных, так и зарубежных производителей на российской территории. Свидетельством тому являются остановки конвейеров, сокращения персонала и рабочего времени на автосборочных предприятиях "ВАЗа", "ГАЗа" и "КАМАЗа". Уже объявлено, что в России почти на месяц замрёт конвейер Renault в Москве, Ford - во Всеволожске. Берёт таймаут и Volkswagen в Калуге. Рабочих "ТагАЗа", что выпускает Hundai в Таганроге, тоже отправляют на длинные рождественские каникулы. Правительство осознаёт, что коллапс отечественного автопрома приведёт к тяжелейшим социально-экономическим последствиям в масштабах страны.

Наблюдатели расходятся лишь в оценке перспектив развития сложившейся ситуации. Скорее всего, в ближайшие две недели все таможни будут переполнены, поскольку импортёры будут стараться растаможить свои машины по действующим ставкам. Тот, кто не успеет, будет вынужден искать дополнительно 50-100 тыс. руб. на растаможивание уже купленного в Японии, Южной Корее или Германии автомобиля. В отношении долгосрочных перспектив существуют противоположные точки зрения. Глава Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин не исключает, что государство будет вынуждено скорректировать ввозные пошлины в сторону их уменьшения: "Новые пошлины больно бьют по бизнесу, в котором, по нашим данным, занято до 60% населения дальневосточных регионов и который приносит до трети налоговых поступлений в местные бюджеты. Нельзя исключать, что государство, повысившее ввозные пошлины под давлением российских автоолигархов, всё же будет вынуждено их скорректировать. Многое будет зависеть от последствий, к которым приведут нововведения". Лидер общественной организации российских автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков гораздо менее оптимистичен: "Вряд ли государство пойдёт на уступки дальневосточникам. Правительству стоит ожидать серьёзных акций протеста. Нынешнее повышение пошлин уже привело к тому, что обычная иномарка подорожала на Дальнем Востоке в среднем на 3-5 тыс. евро".

В любом случае, очевидно, что кризис стал реальностью для экономики России и борьба с ним не имеет лёгких решений. Вместе с тем, также становится ясно, что россияне извлекли уроки из кризиса 90-х годов и не собираются безропотно расплачиваться за чужие ошибки, жадность и недальновидность своим благосостоянием, достатком, привычным образом жизни. Только солидарная ответственность наёмных работников, чиновников и работодателей позволит найти приемлемые социальные и экономические решения для вывода из кризиса отдельных регионов и страны в целом. Без достижения общественного согласия относительно путей, методов и способов выхода их кризиса, никакая антикризисная стратегия невозможна. И события в Приморье убедительно это доказывают.

Андрей Терёхин, Ореанда-Новости

Читайте также:

Миллиарды на бедность: Всемирный банк выставляет счёт

Ветхое жильё: бомбы замедленного действия

Новый облик ВС России: в бой идут одни старики

Великие дела патриарха

Кризис наносит удар по "серому" импорту