ОРЕАНДА-НОВОСТИ.  Некоторые события минувшей недели в очередной раз наглядно продемонстрировали международный характер разразившегося экономического кризиса, вынудив американскую президентскую администрацию и российское правительство заняться спасением автопрома. В минувшую пятницу стало известно, что "Большая тройка" американских автопроизводителей, состоящая из  General Motors, Ford и Crysler, в ближайшее время получит от правительства 13,4 млрд долларов для поддержания отрасли в период экономического кризиса. Средства для оказания помощи автопрому будут выделены из 700-миллиардной госпрограммы по освобождению от проблемных активов (TARP - Troubled Asset Relief Program). Ещё 4 млрд долларов будут выделены из 700-миллиардной программы государства в феврале, указывается в решении. Таким образом, общий размер кредита автопрому составит 17,4 млрд долларов.

Однако ещё раньше в тот же день свою программу спасения автопрома, стоимостью более 8 млрд долларов, презентовал премьер российского правительства Владимир Путин. Он озвучил решения, жизненно важные для 1,5 млн россиян, на заводе КАМАЗ в Набережных Челнах. Прежде всего, государство решило помочь россиянам с выплатой процентов по трёхлетним кредитам на покупку выпущенных в России автомобилей стоимостью до 350 тыс. руб. Государство возьмёт на себя субсидии в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ. Кроме того, правительство решило обнулить железнодорожный тариф на перевозку автомобилей, сделанных в центральных регионах России, на Дальний Восток, компенсировав из бюджета выпадающие доходы РЖД. В качестве ещё одной меры поддержки Владимир Путин предложил тратить бюджетные деньги на закупку только произведённых в России автомобилей. На эти же цели федеральным органам исполнительной власти в 2009 году дополнительно выделят 12,5 млрд руб. "Тем более, что автопарк наших социальных отраслей, милиции, минобороны, МЧС требует дальнейшего обновления", - пояснил Путин. Решив, что сказанного для поддержки автопрома будет достаточно, премьер дал понять, что решение правительства о повышении пошлин на новые и подержанные иномарки, которое вступает в силу с 12 января 2009 года, и которое вызвало массовые протесты на Дальнем Востоке, окончательное и отмене не подлежит.

С премьером не согласились многие россияне, вышедшие в минувшие выходные на массовые акции протеста против повышения пошлин на иномарки. Митинги прошли на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале, в Поволжье (Казань), Калининграде. Застрельщиками, как и неделю назад, выступили владивостокцы, и, может быть, поэтому их недовольство было демонстративно подавлено командированным ОМОНом.  

Произошедшее дало повод некоторым наблюдателям провозгласить начало политического противостояния. Вряд ли следует спешить с подобной трактовкой событий, но несомненно, что дальневосточники и федеральные чиновники принципиально по-разному оценивают сложившуюся в регионе ситуацию. Для большого числа жителей Дальнего Востока (по некоторым оценкам 80-100 тыс. человек) иномарки - в первую очередь, не роскошь и не комфорт, а  их работа, которую они теряют с введением пошлин. Будучи безработными, они не смогут позволить себе ВАЗовскую "Калину", даже по ценам Центральной России. Посему, перед тем, как создавать армию безработных, чиновникам всех уровней следовало бы создать в Приморье новые рабочие места. И что интересно, такая программа уже создана и должна начать реализовываться в наступающем году.

С 1 января 2009 года начинается реформа российской рыбодобывающей отрасли. Её основная цель заключается в том, чтобы вернуть вылавливаемую российским рыболовным флотом рыбу в Россию.  До сих пор, значительная часть продукции рыбаков реализовывалась в зарубежных портах без захода в порты РФ. Это привело к тому, что потребление рыбы в РФ сократилось по сравнению с советскими временами в несколько раз, хотя существующие и не используемые портовые мощности позволяют резко увеличить поставки рыбы на внутренний рынок. Начиная с 1 января 2009 года, все российские суда не смогут обойти отечественные порты, уверены чиновники. Ведь прежде, чем экспортировать свой улов, по новой редакции закона о рыболовстве они обязаны пройти таможенное оформление. Кроме того, разработана и утверждена федеральная целевая программа повышения эффективности использования и развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах. За этот период предполагается инвестирование в рыбную отрасль более 60 млрд руб., более половины средств пойдёт из федерального бюджета, остальные - частные инвестиции. Программа предполагает, среди прочего, реализацию 11 инвестиционных проектов в сфере рыбохозяйственного комплекса в Приморье. К примеру, строительство рыборазводных лососёвых заводов, производственного краборазводного комплекса, биолого-технологического парка аквакультуры. Планируется строительство 11 научно-исследовательских судов, нескольких десятков судов рыбоохраны, новых портов, а также реконструкция действующих портов, в том числе приморских – "Зарубино", "Владивосток", "Находка".

Однако эта перспектива тоже не способствует эйфории рыбопромышленников. Они считают, что попытка государства переориентировать их на отечественный рынок должна быть подкреплена преференциями, а также портовой инфраструктурой. "Некоторые виды водно-биологических ресурсов экспортируются потому, что в том виде, в котором они вывозятся, на российском рынке не востребованы", - считает руководитель медиахолдинга Fishnews Эдуард Климов. Для 1 млн тонн сырого неразделанного минтая, который может поступить в порты РФ, теперь потребуется подготовить инфраструктуру по его приёмке, транспортировке, хранению, переработке и реализации, отмечает он. Кроме того, существующие железнодорожные тарифы на грузоперевозки делают дальневосточную рыбу и морепродукты воистину "золотыми", неконкурентоспособными на общероссийском рынке.

В этой ситуации для подъёма экономики Дальнего Востока и благосостояния дальневосточников более эффективным было бы обнуление тарифов не на автомобили из европейской части РФ, а на дальневосточную рыбу и морепродукты, поставляемые на Запад.

Если создание инфраструктуры является затратным и трудоёмким делом, то наведение порядка в сфере организации рыбного промысла, а именно в сфере выделения квот - та задача, которую чиновники просто обязаны решить. Пока же, дальневосточных рыбопромышленников раздирает конфликт, заложенный ещё в 2004 году федеральным законом "О рыболовстве". Согласно закону, промысловое пространство было разделено на исключительную экономическую зону (океанический промысел) и зону прибрежного рыболовства. По словам вице-губернатора Приморья Игоря Улейского, это административное препятствие не имеет под собой биологического обоснования, но значительно ограничивает возможности рыбаков. "В результате рыбаки потеряли единое промысловое пространство на всей акватории 200-мильной зоны РФ и возможность вести эффективный лов - как в экономзоне, так и в территориальных водах", - отметил чиновник. Фактически были созданы территориальные моря Камчатки, Сахалина, Приморья и т.д. Это породило напряжение в отношениях субъектов РФ, находящихся в одном рыбопромысловом бассейне. По некоторым оценкам, из-за несовершества системы приморские рыбаки теряют по 5-8 млрд руб. в год.

В любом случае очевидно, что Дальний Восток – богатейший регион страны, который может и должен стать одной из процветающих её территорий. Достичь этого можно не на пути противостояния, а сотрудничества федерального центра, региональных властей и местных жителей, которым нужно услышать друг друга.  

Андрей Терёхин, Ореанда-Новости

Читайте также:

Приморцы вышли на защиту "иностранок"

Российский туризм спасёт красота и ...кариес

Итоги "Года семьи" или что у нас с демографией?

Красота, которая спасает мир