ОРЕАНДА-НОВОСТИ  Опубликование подписанной президентом Джорджем Бушем 9 января этого года новой стратегии национальной и внутренней безопасности США, определяющей интересы страны в Арктике, повлекло за собой очередной виток споров вокруг настоящего и будущего территорий за полярным кругом. Масла в огонь подлили представители НАТО, заявившие вслед за американцами о "стратегической важности" региона для альянса, а также российские СМИ, сообщившие в ответ о завершении разработки новой стратегии РФ в области освоения Арктики.

По данным ООН и США, запасы нефти в этом регионе составляют 90-100 миллиардов тонн, что, например, в несколько раз превышает все ресурсы России или Саудовской Аравии. По оценкам других международных экспертов, арктический шельф таит от 20% до 25% мировых запасов углеводородного сырья. Ещё здесь добывается почти половина рыбной продукции мира. Район весьма богат природными ископаемыми: газом, нефтью, углём, золотом, медью, никелем и платиной. Кроме того, немаловажно учитывать и значение Северного морского пути – самой короткой трассы из Европы в Америку и Азию, а также Северо-Западного прохода, соединяющего Атлантический и Тихий океаны. В целом, потенциал этого макрорегиона и прилегающих к нему территорий способен кормить человечество не одно десятилетие.

Уже к 2020 г., как утверждает лондонское военно-аналитическое издание Jane’s Review, начнётся серьёзная политическая битва за право обладания богатствами Арктики, которая грозит перерасти в прямую конфронтацию. Британским аналитикам вторят представители западных разведсообществ, которые прогнозируют, что в ближайшие 20 лет в мире возрастёт вероятность международных конфликтов в связи с перераспределением экономических ресурсов и борьбой за полезные ископаемые Арктики, в т.ч. в связи с ожидаемым началом таяния арктических льдов через 12 лет. Среди потенциальных участников таких конфликтов называются Россия, Дания, Норвегия, Канада, США, а также Китай.

Безусловно, в период всемирного экономического кризиса, газовых войн и повышенного внимания к энергетике потенциальные богатства Севера, доступность которых в скором будущем уже не вызывает сомнений, не может не привлекать внимания ведущих мировых игроков в арктические шахматы, ведущих борьбу за право играть белыми. При этом речь, как правило, идёт о России, США, Канаде и Норвегии. На самом деле таковых гораздо больше – арктическими державами себя также называют Дания, Финляндия, Швеция и Исландия. Кроме того, из внимания мировой общественности постоянно выпадают НАТО, ЕС, а также бурно развивающийся Китай.

Дания

Дания планирует присоединить ни много, ни мало 62 тыс. кв. миль арктической территории. Уже несколько лет из бюджета страны выделяются средства (за последние годы – около 500 млн долларов) на отстаивание её территориальных притязаний в Арктике. В противовес России она настаивает на том, что хребет Ломоносова принадлежит именно ей, так как находится в непосредственной близости от Гренландии. В августе 2007 года Дания провела в Арктике собственную исследовательскую операцию с целью сбора данных для представления заявки в ООН. По результатам исследования, предварительно было заявлено, что хребёт Ломоносова, проходящий под Северным полюсом, связан с Североамериканской и Гренландской тектоническими плитами, а не с Евразийской плитой, как утверждает российская сторона.

Другой спор - о принадлежности острова Ганса (площадью меньше 1 кв. км) в проливе Нареса между канадским островом Элсмир и Гренландией - ведётся Данией с Канадой. На шельфе между Гренландией и упомянутым островом ещё в 1970-1980 годах были разведаны запасы газа и нефти. Но самое главное то, что в перспективе этот район может приобрести стратегическое значение: если глобальное потепление продолжится, то окрестные воды очистятся ото льдов, и о. Ганса станет важным пунктом Северо-Западного прохода на пути между Северной Америкой и Евразией.

Кстати, Данию в этом споре поддерживает Франция, также имеющая арктические интересы (см. ниже).

Справка

Северо-Западный проход фактически представляет собой архипелаг, открывающий путь из Атлантического в Тихий океан через пять проливов. Пока этот проход закрыт, однако, по экспертным оценкам, к 2050 году, благодаря потеплению и таянию ледников, он станет судоходным, и тогда на карте мира появится "северный Панамский канал", который составит конкуренцию другим маршрутам из Европы в Азию. Путь по нему на 4 тыс. км короче, чем через Панамский канал. К тому же, по Северо-Западному проходу могут пройти и супертанкеры, которые слишком велики для Панамского канала, и поэтому сейчас, чтобы попасть из Тихого океана в Атлантический, вынуждены огибать Южную Америку.

Северо-Западный проход до сих пор является предметом спора между США и Канадой. Оттава настаивает, что по большей части он пролегает через внутренние воды Канады. США и ЕС, заинтересованные в этом транспортном коридоре, утверждают, что на него распространяется право международного пролива, открытого для свободного плавания. Помимо ценности с транспортной точки зрения, спорная территория, по мнению американцев, представляет интерес ввиду наличия там запасов нефти, газа и других ресурсов. Считается, что если данный проход благодаря техническому прогрессу или таянию льдов станет судоходным, Канаде будет всё труднее и труднее утверждать, что он не является международным. В результате она может пойти на уступки, перейдя к регулированию режима прохода совместно со своими союзниками. Так что в ближайшем будущем нельзя исключать ситуацию, когда Канада объединится в этом вопросе с Соединёнными Штатами, и они начнут действовать единым фронтом против возможных конкурентов. Оттава даже может пойти на более серьёзные уступки и передать проход под управление Вашингтона, так как вряд ли сможет освоить его самостоятельно по финансовым причинам.

Серьёзную конкуренцию Северо-Западному проходу составляет Северный морской путь (Северо-восточный проход), способный связать воедино европейские и дальневосточные морские и речные маршруты. Сейчас протяжённость маршрута между Европой и Азией (Роттердам-Токио) по Суэцкому каналу составляет 21100 км. Благодаря Северо-Западному проходу этот маршрут сокращается до 15900 км, а по Северному морскому пути – до 14100 км.

Международные исследования подтверждают, что проход судов по СМП позволяет на 40% сократить время доставки грузов по сравнению с традиционными маршрутами, экономя судовладельцам немалые суммы. По прогнозам экспертов, к 2015 году общий объём перевозок по СПМ реально может возрасти до 15 млн тонн в год. В условиях высоких политических рисков в странах Ближнего Востока СМП может стать реальным конкурентным предложением России на мировом рынке транспортных услуг.

Финляндия и Швеция реализуют свою арктическую политику, в основном, в рамках международных организаций, прежде всего – ЕС, Арктического Совета и Совета министров Северных стран. Пока их интересы связаны с охраной окружающей среды региона, защитой коренных народов, безопасностью судоходства и т.д. Однако, несмотря на отсутствие у них каких-либо громких заявлений в связи с претензиями на арктические ресурсы, никто не исключает, что таковые могут быть озвучены уже в самое ближайшее время.

Справка

Совет министров Северных Стран (СМСС) – межправительственная организация, созданная с целью развития сотрудничества в Северной Европе. В его состав входят Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Исландия, автономные области Гренландии, остров Оланд и Фарерские острова. Для развития контактов с сопредельными регионами (странами Балтии и Северо-Западным регионом России) созданы представительства СМСС – информационные бюро. Приоритетные области деятельности включают: развитие демократии, сотрудничество в области культуры, совместное эффективное использование ресурсов, поддержка экономики.

Северное измерение - общий проект Европейского союза, Исландии, Норвегии и России. Кроме того, в него входят региональные организации Севера: Совет министров Северных Стран, Совет государств Балтийского моря, Совет Баренцева Евро-Арктического региона и Арктический Совет. В Северном измерении также участвуют и европейские финансовые институты: Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк и Северный инвестиционный банк. Проект охватывает регион от европейских арктических и субарктических зон до южных берегов Балтийского моря, от Северо-запада России на востоке до Исландии и Гренландии на западе.

Политика Северного измерения направлена на выработку общих принципов партнёрства, укрепление стабильности и социального благосостояния, развитие экономического сотрудничества, интеграции и конкурентоспособности, устойчивого развития в Северной Европе. Особое внимание уделяется насущным вопросам региона, таким как окружающая среда, здравоохранение и социальная сфера, культура и коренные народы Севера, а также приграничное сотрудничество.

Арктический Совет – международная организация, призванная содействовать сотрудничеству в области охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития приполярных районов, объединяющая 8 стран-членов (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция), организации коренных народов Севера, а также наблюдателей в составе 6 неарктических государств (Великобритания, Нидерланды, Польша, Германия, Франция и Испания), международных и неправительственных организаций.

Исландия

С 1 января 2009 года к Исландии на ротационной основе перешло председательство в Совете министров Северных стран. В своей программе председательства Исландия, признавая факт того, что глобальное потепление, открывающее новые транспортные маршруты, увеличивает "спрос" на природные ресурсы Арктики, призвала СМСС к более тесному сотрудничеству с Арктическим Советом. Приоритетами Исландии как председателя названы защита экологии северных морей, международное региональное сотрудничество, охрана окружающей среды и поддержка соответствующих научных исследований.

Полагая, что эта небольшая страна не способна к активному отстаиванию своих интересов в Арктике, не следует забывать, что как член НАТО она является удобной платформой для защиты "корпоративных" интересов. Так, например, Исландия уже объявила о том, что примет участие в составлении карт т.н. уязвимых зон Арктики и Северной Атлантики. Данный проект СМСС станет предпосылкой для систематического планирования действий в чрезвычайной обстановке (вполне военный термин) в морских зонах, где ожидается увеличение интенсивности движения судов и борьба за природные ресурсы.

О том, почему "у Европы нет другого выбора, кроме как обратить своё внимание на Арктику", об интересе НАТО к новым трансарктическим путям доставки грузов и арктических планах Китая читайте завтра, 6 февраля 2009 года.

Уникальная шахматная партия, разыгрывающаяся на ещё заснеженных просторах Арктики, пока может считаться лишь дебютом большой игры. Кроме того, она слишком важна, чтобы ограничиваться минимальным количеством игроков. В эпоху глобализации, климатических изменений, перераспределения экономических ресурсов и перспектив появления новых "центров власти" у игрового стола вскоре обязательно появятся новые участники, стремящиеся занять свое место, вытолкнув других. Нас ждут самые неожиданные ходы, гамбиты и рокировки. 

Чеслав Германович, Ореанда-Новости

Читайте также:

Америка вступает в борьбу за Арктику

Культурные события февраля: "Оскар", "Грэмми" и ещё кое-что

Кризис опустошает холодильники россиян

"Точка кипения" на пороге перемен