ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Надежда на то, что в Атлантическом океане найдены обломки, принадлежавшие французскому аэробусу A330-200, не оправдалась. После того, как находки были изучены, стало понятно, что это мусор, который сброшен с борта корабля. К тому же масляный след, обнаруженный в четверг, 4 июня оказался не керосиновым, а значит, не может принадлежать авиалайнеру. Таким образом, спустя 5 дней после исчезновения самолёта с радаров поиски фактически начинают с нуля. Теперь вновь имеют право на существование любые версии крушения лайнера, в том числе и теракт, о невозможности которого заявил 4 июня министр обороны Бразилии Нелсон Жобим. Глава оборонного ведомства сделал такие выводы на основе вышеупомянутого масляного следа. "Присутствие жидкого топлива исключает возможность возгорания", - объяснил министр и заявил, что версию взрыва самолёта в воздухе в результате мгновенного возгорания, как при взрыве бомбы, можно полностью исключить.

Напомним, пассажирский авиалайнер Airbus 330-200, принадлежащий французской авиакомпании Air France, пропал с экранов радаров в районе побережья Бразилии утром 1 июня. На борту самолёта находились 216 пассажиров и 12 членов экипажа. Аэробус выполнял рейс по маршруту Рио-де-Жанейро - Париж и должен был приземлиться в Париже в 13.10 по московскому времени. Но в 10.00 по московскому времени (3.00 по местному), пролетая над Атлантикой, он не вышел на радиосвязь с центром контроля авиационного движения Cindacta 3 в городе Ресифи. Если в первый день после пропажи самолёта существовала призрачная надежда на благополучный исход ситуации, то в последующие стало ясно - самолёт потерпел крушение. Официальные лица весьма осторожно дают комментарии по поводу возможных причин катастрофы авиалайнера. Между тем, версий, выдвинутых независимыми экспертами и СМИ, которые ссылаются на неназванные источники, предостаточно.

Так, французская газета Le Monde в четверг написала, что лайнер летел с неправильной скоростью. Издание ссылается на источник, близкий к расследованию авиакатастрофы, сообщивший, что в момент крушения скорость самолёта была ошибочной. Агентство Associated Press со ссылкой на анонимный источник указывает на возможность того, что самолёт мог развалиться ещё в воздухе. О том же пишет испанская газета El Mundo, которая призывает не сбрасывать со счетов версию взрыва. Свои выводы издание основывает, исходя из слов пилота испанской компании Air Comet, который утверждает, что видел подозрительную вспышку в предполагаемой зоне аварии в ночь с воскресенья на понедельник. "Вдруг мы увидели вдали сильную и яркую вспышку белого цвета, которая имела нисходящую вертикальную траекторию и продолжалась 6 секунд", - рассказал он. Второй пилот и один из пассажиров подтверждают, что видели вспышку. Эти слова могут говорить как в пользу версии взрыва самолёта, а значит и о теракте, так и в пользу версии о том, что в самолёт попала молния.

Последним сообщением, полученным от пилота самолёта, стало предупреждение о входе в штормовую зону. Спутниковая система в участке, где на тот момент пролетал аэробус, зарегистрировала скорость ветра, достигающую 160 км/ч. Спустя примерно 10 минут после последнего живого включения с самолёта, автоматическая система оповещения передала сигнал о том, что автопилот отключён, а компьютеры переключились на запасной источник энергии. Затем диспетчеры получили автоматические сообщения об отказе навигационного оборудования и падении давления в кабине. Всё это, по мнению экспертов, указывает на тот факт, что самолёт мог развалиться ещё в воздухе.

Ещё одной причиной катастрофы может быть обледенение корпуса самолёта. Такое предположение высказал исследователь авиакатастроф бывший пилот Жан Серра. "Иногда за две-три секунды на весь самолёт могут осесть до шести тонн льда. Если при этом замерзают датчики, которые необходимы лайнеру для определения скорости и высоты, то бортовой компьютер получает неверные данные", - рассказал он.  По словам эксперта, в случае, когда из-за обледенения ухудшаются лётные качества самолета - он вовсе может выйти из-под контроля. Также будет рассматриваться версия нарушения полётного плана, о которой рассказал заместитель начальника пресс-службы ВВС Бразилии полковник Жоржи Антониу Амарал. По его словам, экипаж не поменял высоту с 35 тыс. футов (10,7 км) до 37 тыс. футов (11,3 км), тем самым нарушив полётный план.

Все эти версии - повод для тщательного и детального расследования, помочь в котором, несомненно, могли бы бортовые самописцы. Однако, шансы разыскать чёрные ящики аэробуса специалисты оценивают близкими к нулю. Глубина океана в предполагаемом месте крушения доходит почти до 5 км, а дно неровное и имеет множество впадин. В то же время французские эксперты заявили, что причину крушения авиалайнера можно определить и без изучения чёрных ящиков. "Не надо думать, что перед нами стоит следующий вопрос: если мы находим чёрные ящики, то узнаем, что произошло, а если не найдём, то не узнаем. Это неправда", - заявил директор бюро расследований и анализа Поль-Луи Арсланян. Он отметил, что его сотрудники уже проводили расследования авиакатастроф, не имея доступа к бортовым самописцам.

Поиски обломков французского аэробуса продолжаются. В поисковой операции задействованы 11 самолётов ВВС Бразилии, США и Франции, а также три корабля ВМС Бразилии. Катастрофу Airbus A330-200 уже можно считать самой крупной  в 75-летней истории авиакомпании Air France и одной из самых страшных трагедий XXI века.

Даниил Привольнов, Ореанда-Новости

Читайте также:

Перспективы ядерного равновесия: будущее договора СНВ-2

Культурные события июня: кино, поэзия, музыка - и всё в Москве

Подсчитали - восхитились: оценены запасы нефти и газа в Арктике

Тяжёлая ноша независимости