ОРЕАНДА-НОВОСТИ  Празднующий своё столетие крупнейший авиасалон мира – Ле Бурже открылся внушительной попыткой российских авиастроительных компаний отвоевать себе место в сегменте гражданской авиации. Портфель заказов российских самолётостроителей пополнился почти 100 заказами. Такой нагрузки у них не было давно - находящаяся в упадке отрасль давала всего по несколько самолётов в год.

Ле Бурже является своего рода "супермаркетом" авиатехники. Контракты на поставку тех или иных самолётов готовятся долгие месяцы, но объявляется о сделках, как правило, только на Ле Бурже. Объёмы заключаемых контрактов поражают своей масштабностью. Так, в 2007 году сумма контрактов, заключённых на авиасалоне, превысила 100 млрд долларов. Кризисный 2009 год внёс свои коррективы - основные поставщики авиатехники европейский Airbus и американский Boeing не подготовили к авиасалону большого количества контрактов. Поэтому на первый план вышла российская авиатехника, которая в первые два дня Ле Бурже пользовалась особенным спросом.

Русские идут

"Жемчужиной" российской экспозиции стало детище "Гражданских самолётов Сухого" (ГСС) - ближнемагистральный пассажирский самолёт Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100). Только за первые два дня Ле Бурже было заключено контрактов на покупку 54-х таких машин. 15 июня SuperJet International (совместное предприятие ГСС и итальянской Alenia) подписало предварительный контракт с венгерской авиакомпанией Malev на поставку 30 SSJ-100 в комплектации на 98 пассажиров. Каталожная стоимость 30 SSJ-100 составляет около 1 млрд долларов. 16 июня было объявлено и о ещё одном крупном контракте на SSJ-100. Пермская компания "Авиализинг" решила приобрести 24 машины, каталожная стоимость составляет около 715 млн долларов.

SSJ-100 стал отнюдь не единственным продаваемым российским пассажирским самолётом. В первый день авиакомпания "Атлант-Союз" заявила о намерении купить у Объединённой авиастроительной корпорации 30 ближнемагистральных самолётов Ан-148 и 15 среднемагистральных Ту-204СМ. По словам представителей "Ильюшин Финанс", которая станет поставщиком самолётов, твёрдый контракт стороны намерены подписать в рамках Международного Авиационно-Космического Салона (МАКС).

Иностранные производители

Кризис больно ударил по иностранным покупателям авиатехники, а следовательно и по производителям. Объёмы контрактов, заключённых с иностранными компаниями, относительно небольшие. Airbus сумел продать 20 лайнеров A320 Qatar Airways и один Zest Airways. Afrijet Airlines заказала четыре ATR 72-500 на 80 млн долларов. Самой крупной сделкой стало приобретение авиакомпанией Etihad Airways из Объединённых Арабских Эмиратов авиационных моторов на общую сумму до 14 млрд долларов. Как сообщает портал Arabianbusiness.com, сделка стала крупнейшей в сегменте авиационных моторов за всю историю существования отрасли. Согласно каталожным ценам, контракт предполагает поставку 239 моторов на 7 млрд долларов, а с учётом опциона сумма сделки дойдёт до 14 млрд. Поставки моторов будут осуществляться в 2011-2020 годах. Заказ размещён в трёх фирмах: GE, Engine Alliance и Rolls Royce. Пока известно, что 78 моторов для Boeing 787 поставит GE, а 45 моторов для Airbus A380 и 44 для Airbus A320 - Engine Alliance. Rolls Royce займётся производством двигателей для Airbus A350. Сделка между Etihad Airways и производителями моторов последовала после того, как год назад на авиасалоне в британском Фарнборо арабская авиакомпания заказала 100 самолётов, включая 25 новейших Airbus A350 и 10 Boeing 777.

Перспективы отечественного авиапрома

Несмотря на то, что именно отечественная авиатехника пока пользуется на Ле Бурже особенным спросом, многие эксперты рисуют ситуацию не так красочно. Отечественные самолёты покупают исключительно компании, связанные с Россией, да и огромные контракты на покупку российских самолётов российскими же авиаперевозчиками выглядят как рекламная акция, поскольку подобные контракты обычно заключаются на российском МАКСе. Вариант с Ле Бурже выбран, чтобы показать всему миру, как хорошо продаются российские самолёты. Такая реклама отечественным лайнерам просто необходима: например, Sukhoi Superjet 100 изначально задумывался именно как экспортный самолёт, однако пока его закупают по большей части российские авиакомпании.

Французская Le Monde отмечает, что SSJ стал единственной новинкой авиасалона 2009 года в Ле-Бурже. Этот аппарат стремится составить конкуренцию двум гигантам сектора региональных самолётов - канадскому Bombardier и бразильскому Embraer. Кроме того, он символизирует возвращение России на рынок гражданской авиации (SSJ-100 является первым российским гражданским лайнером, полностью разработанным после развала СССР). К 2025 году российские компании хотят выйти на третье место в мире по строительству пассажирских и гражданских транспортных самолётов, завладев 10-12% рынка против 1% сегодня, пишет газета.

На сегодняшний день, международная реакция на Superjet-100 прохладна: пока только три международные авиакомпании официально разместили заказы на этот самолёт - это армянская "Армавиа", итальянская ItAli и венгерская Malev.

До начала авиасалона во Франции у "Гражданских самолётов Сухого" было около 100 заказов на Superjet. 15 июня гендиректор "Сухого" Михаил Погосян заявил, что к концу года таких заказов будет 150. Почти сразу же после этих слов SuperJet International подписало предварительный контракт с венгерской Malev на поставку 30 SSJ-100. Какую скидку россияне предложили венграм - неизвестно.

Формально Malev является иностранным заказчиком, однако нет сомнений в том, что к принятию решения венгров подтолкнул акционер Malev - отечественный Внешэкономбанк. Российские СМИ уже отметили, что финансировать сделку между SuperJet International и Malev будет, скорее всего, именно ВЭБ. В банке не скрывают, что намерены поддерживать российский высокотехнологичный экспорт, в том числе и SSJ-100.

Впрочем, перспективы российских производителей гражданской авиации реально неплохие - есть ещё и внутренний рынок с устаревшим авиапарком. Главное для отечественных самолётостроителей показать на деле конкурентоспособность продукции и чёткое выполнение взятых на себя обязательств по поставкам.

Евгений Кириллов, Ореанда-Новости

Читайте также:

Золото Колчака: "Мир" спешит на помощь

От молока - к газу и ППУ: торговая война РФ-РБ набирает обороты

На долларовом крючке

Тайна крушения аэробуса A330