ОРЕАНДА-НОВОСТИ  18 сентября генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен выступил в брюссельском центре Фонда Карнеги с речью об отношениях Североатлантического альянса с Россией. По мнению генсека, РФ и НАТО должны провести совместный обзор угроз XXI века. Особое внимание в ходе выступления было уделено безопасности арктического региона, который, как заявил Расмуссен, "обретает всё большее значение в связи с изменением климата" и является "ключевым вопросом новой стратегии альянса".

Несмотря на общий "положительный" тон выступления и заявления о необходимости сотрудничества с Россией, реальность показывает, что наши западные партнёры, помимо дипломатических средств, всё же не исключают и силовой вариант решения вопроса об обладании мировой сокровищницей ресурсов.

Так, вооружённые силы Канады (член НАТО) во второй декаде августа провели в северных прибрежных районах крупнейшие за последние годы национальные военные учения под кодовым названием "Нанук-2009" с участием почти тысячи военнослужащих (по канадским меркам весьма значительная цифра).

Заявленная цель манёвров - отработать методы борьбы с подводными лодками, которые могут незаконно заходить в береговую зону. Однако, как подчеркнул канадский министр обороны Питер Маккей, учения нацелены, прежде всего, на то, чтобы "авторитетно и недвусмысленно заявить, что Арктика - это важная составная часть Канады и что её присутствие там, включая военное, будет постоянно наращиваться".

Напряжённость в "Арктическом вопросе" также добавляет и юридический вакуум в отношении территории региона. Арктика не рассматривается ни в одном международном договоре в аспекте обеспечения коллективной безопасности. До сих пор спорны территории, нормы и правила. И если совсем ещё недавно не предполагалось, что водное пространство Арктики будет судоходным, а на дне обнаружатся огромные залежи углеводородов и полезных ископаемых, то сегодня это в совокупности является глобальным вызовом безопасности евро-атлантического сообщества.

На природные богатства и военно-стратегическое территориальное преимущество Арктики сегодня претендуют не только Россия и США, но и Канада, Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания и Исландия. Международное соперничество обострится вокруг Арктики не только из-за энергоресурсов, но и биоресурсов, пресной воды, а также транспортных судоходных и воздушных путей. Уже сегодня некоторые страны выступают с самыми разными утверждениями по поводу своих интересов в Арктике.

Так, 16 июля правительство Дании одобрило план создания в 2010-2014 годах объединённого Арктического военного командования, развёртывание военной базы на севере Гренландии, а также формирование Арктической группировки сил реагирования. По заявлениям датской стороны, возрастающая международная активность в Арктике "изменит геостратегическое значение региона и, таким образом, поставит новые задачи перед вооружёнными силами страны".

Секретарь Совбеза России Николай Патрушев исключает вероятность начала войны за Арктику, хотя "интересы в этом регионе будут отстаивать как Россия, так и другие северные государства".

В начале этого года, в первой декаде февраля, Норвегия, а также, Швеция, Финляндия, Дания и Исландия заявили о создании объединённых сил быстрого реагирования "для обеспечения безопасности и законных интересов" в арктическом регионе. По отдельности пять названных стран не обладают достаточным политическим весом, однако вместе они становятся вполне серьёзной силой. Так, совокупные войска этих стран насчитывают около 250 000 человек. Это примерно одна пятая от численности российской армии (1 068 000 человек на 2005 год), однако, в отличие от последней силы эти сконцентрированы в одном сравнительно небольшом районе и могут быть быстро мобилизованы для решения общей задачи.

Поспешность, с которой страны заявляют о своих претензиях в Арктике, объясняется новыми данными климатологов. Ранее считалось, что освобождение арктических вод от ледяного покрова произойдёт к 2020-2025 годам, однако скорректированные прогнозы говорят, что это наступит существенно раньше - к 2013-2015 годам. Для правительств это открывает перспективы освоения недоступных прежде богатейших природных ресурсов Арктики, а также развития коммерческого судоходства Северного морского пути.

Помимо чисто коммерческой выгоды, некоторые страны также преследуют и геополитические цели, такие, как недопущение превращения России в ресурсного монополиста. Американские аналитики делают упор на газовом вопросе: газ в Арктике сосредоточен в основном на российской территории, а Россия и так уже является мировым лидером в его добыче. Получается, что в будущем главенство России в стратегическом контроле над газовыми ресурсами планеты усилится.

По данным РАН, наша страна пока даже не вышла из начальной стадии освоения своих ресурсов углеводородного сырья. Накопленная добыча газа равна примерно 5% от возможных суммарных ресурсов. А не разведано и относится к прогнозируемым ресурсам более 70% российского газа. Также около 70% российской нефти ещё не разведано и находится в труднодоступных месторождениях. Российский шельф морей Северного Ледовитого океана - это самый крупный в обозримой перспективе объект добычи углеводородного сырья. Также уникальна его протяжённость - порядка 4 млн кв. км акватории морей Северного Ледовитого океана. На долю Арктического шельфа России приходится 80% суммарных ресурсов углеводородов всего российского шельфа.

По подсчётам Министерства природных ресурсов и экологии России, территория, на которую претендует Россия в Арктике, может содержать до 586 млрд баррелей нефти (для сравнения: все доказанные нефтяные запасы Саудовской Аравии составляют всего 260 млрд баррелей).

Так что России есть, за что бороться в Арктике.

Евгений Кириллов, Ореанда-Новости

Читайте также:

Рублю приготовили большое плавание

Ловушка для России. Made in USA

Не желают жить по-другому: криминал не оставляет страну в покое

Выручить до получки: кризис не испортил россиян