ОРЕАНДА-НОВОСТИ. В преддверии новогодних праздников и каникул российские автомобилисты получили своеобразный "подарок" от нефтедобывающих компаний - цены на бензин снижаются уже две недели подряд. Чем же объясняется это столь редкое для отечественной экономики явление и следует ли ожидать продолжения предновогоднего "чуда"?

Сообщение Росстата о снижении потребительских цен на автомобильный бензин с 7 по 13 декабря было процитировано и откомментировано, в минувшую пятницу, практически всеми отечественными СМИ. Это и неудивительно, ведь розничные цены на бензин в РФ  существенно снизились впервые с весны.  Итак, на 14 декабря 2009 г. средняя потребительская цена на автомобильный бензин в целом по стране составила 21,39 руб. за литр (уменьшилась на 20 коп. в сравнении с данными на 7 декабря). Стоимость бензина марки А-76 (Аи-80 и т. п.) понизилась на 11 коп. до 19,19 руб.; бензина марки Аи-92 (Аи-93 и т. п.) - на 26 коп. до 21,97 руб.; бензина марки Аи-95 - на 22 коп. до 23,77 руб. Литр дизельного топлива на 14 декабря в среднем по России стоил 18,39 руб., - по сравнению с данными на 7 декабря его цена уменьшилась на 2 коп. Впрочем, по информации Росстата, бензин подешевел только в 55 центрах субъектов федерации. В 27 центрах, включая Москву, он остался на уровне предыдущей недели, а в Майкопе увеличился на 0,1%. Однако, если учитывать, что в предыдущую неделю цены снизились на 0,3%, то получается, что с начала месяца Аи-92 подешевел в среднем по стране на 46 коп., а Аи-95 - на 34 коп. По мнению экспертов это было неизбежно, поскольку оптовые цены на бензин снижались с сентября, и маржа в рознице достигала, в последнее время, 50%.

Однако полноценной радости россиян по поводу неожиданного новогоднего "подарка" помешала появившаяся в то же самое время информация о розничных ценах на бензин в США (цены по крупнейшим городам США см. ниже). Согласно официальному сообщению Министерства энергетики США, средняя за неделю по стране розничная цена бензина на АЗС по состоянию на 14 декабря с.г. опустилась до самого низкого значения после 19 октября 2009 г. Для автомобильного бензина категории Regular (аналог российского Аи-92) она составила 2,599 долл./галлон (примерно 68,7 цента/литр) против 2,634 долл./галлон (примерно 69,6 цента/литр) по состоянию на 7 декабря с.г. Таким образом, галлон бензина в США за неделю подешевел в среднем на 3,5 цента. Тем не менее, его средняя за неделю розничная цена по состоянию на 14 декабря 2009 г. установилась на 94,0 цента выше, чем была в аналогичном периоде предыдущего года. Если исходить из сегодняшней цены доллара в 30,7187 руб. (по курсу ЦБР), то путём несложных вычислений можно установить, что литр бензина Аи-92 (Regular) в США стоит почти на 90 коп. дешевле (21,09 руб.) за литр, чем в РФ. Радость от снижения цен совершенно улетучивается, если вспомнить, что РФ не так давно вышла на первое место в мире по добыче нефти, а США являются её крупнейшим импортёром.

Что же мешает РФ добиться сопоставимых цен на бензин и нефтепродукты с развитыми странами мира? Почему до сих пор среднестатистическая российская семья тратит на бензин 8% своего месячного дохода (по данным президента Союза нефтегазопромышленников России Геннадия Шмаля), а  расходы, например, западных европейцев на топливо составляют лишь 2-3% от месячного дохода (учитывая европейские заработки и европейские же цены на бензин)? Геннадий Шмаль считает, одна из основных причин такого положения вещей заключается  в очень высоких налогах. Например, из стоимости 95-го бензина налоги составляют 60%, и всего 10 % - стоимость нефти. "Государство могло бы снизить налоги до 35-40%, - заявил Шмаль на пресс-конференции минувшей осенью, - и 95-й бензин мог бы стоить 17-20 руб., что достаточно адекватно".

С другой стороны, нельзя не признать правоту госструктур в лице Федеральной Антимонопольной службы (ФАС), которая регулярно упрекает ведущие нефтедобывающие компании ("Роснефть", "ЛУКойл", ТНК-ВР и "Газпром нефть") в злоупотреблении монопольным положением на рынке и завышении розничных цен на нефтепродукты. ФАС справедливо считает, что цены на нефтепродукты должны снижаться теми же темпами, что и растут. А оптовые цены на  Аи-92 и Аи-95 упали по сравнению с сентябрём на 26,7 и 17,6% соответственно (данные ИАЦ "Кортес"), составив 19,16 тыс. руб. и 22,8 тыс. руб. Не случайно, ещё в начале года ФАС наложила на нефтяные компании оборотные штрафы в 1,1-1,5 млрд руб. Затем служба обвинила компании в новых нарушениях, и штрафы для них выросли до 4,5-6,5 млрд руб. Впрочем, эти деньги так и не были заплачены. Нефтяники предпочитают оспаривать решения ФАС в судах.

Антимонопольщики уповают на выработку формулы, которая, будучи привязана к ценам на мировых рынках, транспортным расходам и налогам, позволит определять "справедливые" цены на нефтепродукты на внутреннем рынке. Уже создан экспертный совет из представителей чиновников и компаний, для определения механизма формирования цен на нефтепродукты, однако к единому мнению стороны пока не пришли. Однако очевидно, что даже "справедливая" формула ценообразования не снизит в долгосрочной перспективе цены на бензин на российском рынке. Это сможет сделать лишь кардинальное увеличение предложения на внутреннем рынке за счёт глубокой модернизации российской нефтеперерабатывающей промышленности и развитие конкуренции на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов.

Наша справка:  

средние за неделю розничные цены для автомобильного бензина на АЗС по состоянию на 14 декабря с.г. по 10 крупнейшим городам США

- Нью-Йорк - 2,658 долл./галлон;

- Бостон - 2,590 долл./галлон;

- Чикаго - 2,672 долл./галлон;

- Кливленд - 2,531 долл./галлон;

- Денвер - 2,462 долл./галлон;

- Хьюстон - 2,380 долл./галлон;

- Лос-Анджелес - 2,949 долл./галлон;

- Майами - 2,724 долл./галлон;

- Сан-Франциско - 2,911 долл./галлон;

- Сиэтл - 2,792 долл./галлон.

Андрей Терёхин, Ореанда-Новости

Читайте также:

Зарплата в конверте: бизнес готовится к отмене ЕСН

Беспощадные налёты: хроники нападения на инкассаторов

Реформатор, которого больше нет

Морозы поддали жару