ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Страшное ДТП в Петербурге, случившиеся 3 февраля 2010 года, опровергло распространённое мнение о том, что аварии случаются только с участием коммерческих автобусов. Извлекут ли уроки из этого ДТП, стоившего жизни двух человек? Чиновники хором кивают головой - мол, выводы будут сделаны! Практика показывает - авария ничего не изменит.

Трагедия произошла около пяти часов вечера на Невском проспекте. Социальный автобус №15 компании "Пассажиравтотранс" выехал на тротуар и врезался в автобусную остановку, на которой в тот момент стояли около 20 человек.

В результате ДТП погибли девушка, 22 лет, и женщина, 37 лет. На них упал рекламный щит, который сбил автобус при выезде на тротуар. Медицинская помощь понадобилась восьми горожанам, среди них беременная женщина и трёхлетний ребёнок.

На место происшествия прибыли руководитель городского управления МЧС Леонид Беляев, прокурор города Сергей Зайцев, начальник УГИБДД Сергей Бугров. После осмотра места происшествия и дачи показаний водителя и свидетелей появились первые версии произошедшего. По словам Бугрова, у водителя то ли заклинила педаль тормоза, то ли на неё наехал коврик. Также была высказана версия о заклинивании педали газа.

В подобных громких, по крайней мере, в масштабах города, происшествиях обязательно нужно найти виновного, иначе народ не поймёт, а начальство по шапке не погладит. К сожалению, обычно "крайним" становится водитель транспортного средства: неважно автобус это, самолёт или вертолёт. Пресловутый человеческий фактор, как правило, берёт вверх. Выгораживать шофёров никто не собирается, однако хотелось бы, чтобы обстоятельства трагического ДТП были разложены на все составляющие и тщательно проанализированы.

Дорожная ситуация

Рядом с остановкой, где произошло злополучное происшествие, ведётся строительство торгового центра "Стокманн". Из-за установленного забора водителям общественного транспорта приходится подъезжать к остановке из третьей полосы. Ситуацию усугубляют неправильно припаркованные автомобили. "По первичной информации, которую мы будем ещё тщательно проверять, автобус №15 СПб ГУП "Пассажиравтотранс", около 17:00, двигался в крайнем правом ряду по Невскому проспекту вдоль строительных ограждений ТЦ "Стокманн". Выезжая на выделенную полосу для общественного транспорта, водитель вынужден был объехать припаркованный в нарушение правил дорожного движения автомобиль (стоянка и остановка автотранспорта за исключением общественного на выделенной полосе строго запрещена)", - говорится в официальном заявлении главы комитета по транспорту  Александра Кадырова.

Кроме того, главный транспортник Петербурга указал на ещё одно обстоятельство, повлиявшее на трагический исход ДТП - погода.

Во всём виноват снег

"В тяжёлых дорожных условиях (высота снежной каши в месте аварии на уровне тротуара) автобус занесло, и водитель не справился с управлением, совершив выезд на пешеходный тротуар в районе остановки общественного транспорта и сбив рекламный щит", - отмечает в своём заявлении Кадыров.

Пока губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко безуспешно воюет с уборщиками снега и требует сбивать сосульки инновационными методами, неубранный снег становится причиной гибели людей. В тот день в Питере была относительно тёплая погода, выпавший снег таял, но вместо того, чтобы убрать, коммунальщики посыпали его реагентом. В результате на дорогах лежала пышная снежная каша со льдом под ней на закуску. Неудивительно, что даже на небольшой скорости автобус не смог затормозить немедленно. Или всё же мог, но управление транспортного средства дало сбой?

Автобусы с длинной историей

Автобус ЛиАЗ-5256, ставший виновником ДТП на Невском проспекте, был выпущен в 2001 году и сразу же закуплен для ГУПа. Таким образом, машина перевозила пассажиров без малого 9 лет. Насколько технически исправен автобус, отслуживший такой солидный срок, да ещё выпущенный российским заводом? Глава управления по расследованию преступлений против безопасности движения Главного следственного управления при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области Андрей Пиликин вечером 4 февраля заявил, что автобус, выехавший на тротуар, был технически исправен. Автобус проверяли в движении, испытывали тормозную систему - оказалось, что у него всё в порядке.

Человеческий фактор

Таким образом, основной версией следствия после изучения всех деталей произошедшего стал тот самый человеческий фактор. Вполне возможно, считают в правоохранительных органах, что водитель мог просто уснуть. Дело в том, что водитель работал третью смену подряд и мог элементарно устать. До дня, когда произошло ДТП, водитель отработал двое суток подряд по 12 часов. А 3 февраля вышел на замену и выехал из парка в 5:30 утра. Понятно, что накопленная усталость не компенсируется даже 30-летним стажем водителя. Однако, пока он привлечён в качестве подозреваемого и находится под подпиской о невыезде.

Естественной реакцией чиновников на трагедию стало очередное заявление об ужесточении контроля над предприятиями, занимающимися пассажирскими перевозками. В управлении ГИБДД Санкт-Петербурга сообщили, что с 5 февраля начнётся операция "Маршрутное такси", в рамках которой, помимо проверок транспорта, будет обследоваться состояние дорог на маршрутах. А начальник ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области Владислав Пиотровский распорядился провести масштабные проверки компаний, занимающихся пассажирскими перевозками. Но верить в скорое решение всех проблем не приходится. Техническое состояние автопарка Санкт-Петербурга (а в ряде регионов оно ещё плачевнее) оставляет желать лучшего, водители работают сверх нормы, чтобы заработать лишнюю тысячу к своей небольшой зарплате, а состояние дорог и оценка работ коммунальных служб по их уборке вообще заслуживает отдельной статьи. И если МЧС после трагедии в "Хромой лошади" смогло провести целый ряд показательных проверок и даже закрыть ряд заведений, в этой ситуации так сделать не получится. Иначе простым горожанам будет не на чем и не на ком ездить.

Даниил Привольнов, Ореанда-Новости

Читайте также:

Маленький взрыв с большими последствиями

Страна, которая хочет откусить от России

Калининградский бунт: по ком звонит колокол?

Смертельно опасный отдых