ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Сама по себе победа Александра Лукашенко на выборах была предсказуемой. Он по-прежнему может рассчитывать на поддержку значительной части населения, на его стороне местные органы власти, силовые структуры, государственные СМИ. Что до конкретного результата, то его, как признавался Лукашенко несколько лет назад, он может корректировать по своему желанию (тогда, правда, он утверждал, что использовал эту возможность не для завышения, а для занижения результата - чтобы цифру лучше восприняли на Западе). И тем не менее выборы преподнесли "сюрприз": процесс волеизлияния закончился невиданным по размаху митингом оппозиции и его невиданным по жестокости разгоном. 

Сами выборы прошли в более-менее спокойной обстановке. Во всяком случае, массовых задержаний сторонников оппозиции в преддверии "майдана" не было. Тактику такого рода - изоляцию "несогласных" перед митингами и шествиями - белорусские власти в прошлом использовали довольно часто: оппозиционеров задерживали под любыми предлогами (как правило, им приписывали "нецензурную брань в общественном месте") и отправляли под арест. На этот раз превентивных задержаний почти не было.

Хронология событий

20.20 На Октябрьскую площадь прибыли кандидаты в президенты Беларуси Андрей Санников, Ярослав Романчук, Рыгор Костусев, Виталий Рымашевский и Николай Статкевич. Кандидаты выступают с крыльца Дворца профсоюзов. Пока в их распоряжении только мегафон, поскольку вся звукоусиливающая аппаратура была изъята спецслужбами при захвате штаба кандидата в президенты Владимира Некляева. Тем временем власти пытаются заглушить выступление политиков музыкой из динамиков. Но лозунг "Жыве Беларусь!", который звучит на площади, заглушить не удаётся.

20.35 На митинге выступил кандидат в президенты Андрей Санников. Он заявил, что эти выборы не были свободными и справедливыми. Их результаты сфальсифицированы. "Но белорусы - великий народ и они готовы сражаться за свободу", - заявил Санников. Десятки тысяч людей, собравшиеся на акции, скандируют - "Свободные выборы без Лукашенко!".

На площади отключили мобильный интернет. Поэтому журналисты не могут передавать с площади видеоматериалы.

Николай Статкевич предлагает "пойти попросить Лукашенко освободить его резиденцию". Собравшиеся поддержали это предложение. Огромная толпа начинает двигаться с площади в сторону администрации Лукашенко.

21.15 Люди заполняют площадь Независимости. Они собираются перед Домом правительства, где находится Центризбирком. По разным оценкам здесь от 30 до 40 тыс. человек. Санников заявил, что режим Лукашенко рухнул и объявил о создании Правительства Национального спасения, куда входят демократические кандидаты в президенты. Люди звонят своим знакомым и говорят: "Приходите, мы побеждаем, милиции нет, Лукашенко проиграл!".

22.10 Андрей Санников заявил, что созданная сегодня на Октябрьской площади Правительство Национального Спасения идёт на переговоры в Дом правительства. Кандидаты в президенты призвали впустить их в Дом правительства и провести там переговоры.

В это время народ решил не просто стоять на площади, а действовать решительно. Сотни крепких мужчин пошли ко входу в Дом правительства и стали стучать в двери. От нажима не выдержали стёкла. Но за стёклами оказались…. шкафы. Двери Дома правительства были забаррикадированы от народа. Сзади мебель подпирали спецназовцы. В течение минут 20 демонстранты пытались свалить шкафы и войти в Дом правительства. Люди в это время скандировали на площади "Уходи!" и "Переговоров!".

22.30 Количество людей в толпе, по оценкам экспертов, достигло 100 тыс. человек. Штурм правительства продолжается. Силовики приняли волевое решение: задавить акцию оппозиции силой. В ход пошли не только дубинки, но и слезоточивый газ, световые и шумовые гранаты. Началась отчаянная драка. Из здания парламента вырвалась толпа милиционеров, разрезавшая толпу на две части. Дальше было банальное, но ужасное по своей сути месиво: стойкие ряды ОМОНа нещадно избивали всех подряд.

23.30 Весь центр Минска заполнен военными и спецназом. Выйти на проспект Независимости невозможно. Людей вытесняют с применением силы на прилегающие к проспекту улицы. "Скорые" увозят пострадавших. Однако вызвать медицинскую помощь было практически невозможно из-за отсутствия связи. Журналисты сообщали, что в машинах много людей с разбитыми до крови головами.

23.15 Людей вытолкнули с площади Независимости. Она наполовину заполнена тысячами сотрудниками спецназа и грузовиками с военными. Известно, что пострадали сотни людей. Военные в бронежилетах и касках оцепили Дом правительства и не подпускали к нему людей, которые стояли на противоположной стороне.

Обезглавленная оппозиция

После жесткого разгона местным ОМОНом 30-тысячного митинга на Октябрьской площади правоохранительные органы занялись арестами не только принимавших непосредственное участие в акции, но и оппозиционных лидеров и активистов, не покидавших дом. Аресты прокатились также в редакциях независимых СМИ и офисах правозащитных центров. Во второй половине понедельника в минских СИЗО остаётся ещё не менее 400 задержанных.

Руководство белорусской оппозиции парализовано практически в полном составе. Семь из девяти оппозиционных кандидатов ночью были задержаны КГБ в Минске. Это Виталий Рымашевский, Андрей Санников, Владимир Некляев, Николай Статкевич, Алесь Михалевич, Григорий Костусев, Дмитрий Усс. Почти все они избиты (кроме Дмитрия Усса). Избитого неизвестными в штатском Некляева увезли в СИЗО непосредственно с больничной койки.

На свободе остались только Ярослав Романчук и Виктор Терещенко. Местонахождение большинства задержанных неизвестно. Всем арестованным политикам предъявлены обвинения в организации массовых беспорядков. Им грозит до 15 лет лишения свободы.

Ярослав Романчук в интервью "Голосу России" заявил, что по его информации, сейчас Владимир Некляев доставлен в КГБ. "Он доставлен в изолятор КГБ, и возбуждено уголовное дело по статье "массовые беспорядки". Сейчас будет попытка властей в массовом порядке обвинить всю оппозицию в провокациях. И есть непроверенная информация, что власти подумывают о ликвидации целого ряда политических структур, информационных ресурсов, которые работали ещё вчера", - говорит Ярослав Романчук.

О том, что власти начали работу с независимыми СМИ, говорят факты. Среди задержанных много журналистов: сотрудника "Новой газеты" и жену кандидата Александра Санникова Ирину Халип забрали в тот самый момент, когда она по телефону давала интервью. По последним данным, в КГБ находятся журналисты и волонтёры редакции оппозиционного сайта "Хартия’97". Заблокирован сайт "Правозащитники за свободные выборы".

Уже вторые сутки, как сообщают многие интернет-СМИ, в Белоруссии наблюдаются перебои с доступом на многие сайты. Информацию о событиях в стране многие белорусы получали через социальные сети, однако позже пропал доступ и к ним. В частности, были недоступны сервисы Google, Twitter и Fаcebook (как известно, в Белоруссии до сих пор сохраняется монополия государства на услуги доступа в интернет). Также сообщалось, что некоторое время блокировались и звонки на мобильные телефоны.

Общее число задержанных ночью оценивалось в 300-600 человек. Среди них есть, как минимум, одна российская гражданка - активистка оппозиционного движения "Солидарность" 19-летняя Анастасия Рыбаченко.

Между тем, за неделю до выборов глава президентской администрации Владимир Макей заявил, что соперники Лукашенко хотят устроить провокации для дискредитации власти. "Готовятся группы боевиков, закупаются тёплые вещи, пиротехнические и даже взрывчатые вещества", - уверял чиновник. Оппозиция все обвинения такого рода отвергала, заявляя, что "майдан" будет исключительно мирным. С другой стороны, было ясно, что сугубо мирный протест окажется бессмысленным. И, если власти знали о предстоящем, откуда такая намеренная жестокость в действиях силовых служб?

Белорусский независимый эксперт Валер Карбалевич говорит: "Когда началась избирательная кампания, власть действительно хотела показать Европе прогресс в области демократии, в области выборов, поскольку заинтересована в признании результатов выборов европейскими структурами в связи с конфликтом с Россией. Однако этот либеральный этап, начавшийся с агитационной кампании, привёл к неожиданным результатам: оппозиция начала вести себя очень смело - прозвучали резкие выступления по телевидению, в обществе началась опредёленная дискуссия и во время пикетов, и во время встреч кандидатов в президенты с избирателями. К тому же, вчера оппозиция опять продемонстрировала смелость, на улице собралось очень много людей. Они пытались вступить в переговоры с правительством и это напугало власть, это напугало Лукашенко, и он решил, что нужно заканчивать эту либеральную оттепель, потому что она может привести к непредсказуемым результатам. Поэтому такими невероятными оказались и цифры в поддержку Лукашенко, хотя раньше он сам говорил, что ему будет достаточно 2/3 голосов. А тут уже насчитали 80%,  а оппозиционерам насчитали по 1-2 %. Очень жёсткий, ничём немотивированный разгон акции, арест семи кандидатов в президенты, разгон правозащитников - всё это говорит о том, что власть испугалась распространения свободы в обществе и решила вернуть ситуацию на тот уровень, на каком она оставалась до выборов".

Мировая реакция

Выборы в Белоруссии вызвали противоречивую реакцию. В посольстве Соединённых Штатов в Минске заявили, что "решительно осуждают насилие в Белоруссии во время дня выборов". Согласно официальному заявлению, США "особенно заботит чрезмерное использование силы (во время разгона демонстрантов), избиение и задержание нескольких кандидатов в президенты и насилие в отношении журналистов и активистов общественных организаций". А Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и вовсе не признала выборы легитимными.

Напротив, Россия фактически признала легитимность голосования. "Выборы в Белоруссии - это её внутреннее дело, - сказал президент России Дмитрий Медведев, отвечая на вопросы журналистов в Москве. - Для России Белоруссия всегда будет одним из самых близких государств, вне зависимости от того, кто её возглавляет". А в посольстве России в Минске скупо добавили, что действия ОМОНа в отношении российских журналистов не всегда были оправданы. "Наверное, не стоило причислять журналистов к хулиганствующим элементам", - заявил представитель посольства.

Не проявила жёсткую позицию и Европа. Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам Кэтрин Эштон потребовала у Минска освободить лидеров белорусской оппозиции. И только.

Глава миссии наблюдателей от СНГ Сергей Лебедев заявил, что "действия правоохранительных органов (Белоруссии) нельзя рассматривать иначе как законные действия". Он заявил журналистам, что оппозиция "воспользовалась протестным потенциалом молодёжи, который есть во всём мире". По словам Лебедева, "в Белоруссии были созданы необходимые условия для международного наблюдения за выборами, что говорит о демократичности и открытости избирательного процесса".

Секретарь Союзного государства Павел Бородин и вовсе уверен в "американском следе" ночных волнений. "Заманили, напоили молодых ребят. Всё делается там, всё идёт оттуда, где я был - в американской тюрьме. Всё из-за океана", - заявил чиновник "Интерфаксу". – Такие штурмы молодые люди без этого дела не делают. Если бы народ хотел что-то изменить, то было бы так?"

Айвар Деветьяров, Ореанда-Новости

Читайте также:

Горячий декабрь 2010 года (II): Центр, Поволжье… а далее?

Кремль сказал своё слово: "виноваты либералы, нацисты и жлобы"

Что скрывается под "Манежным бунтом"?

Горячий декабрь 2010 года: Москва, Питер, Ростов...