ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Десятки очагов лесных пожаров, дым, огонь, гарь и копоть на сотнях гектаров - такой пришла в Сибирь весна-2012. Почему же масштабные лесные пожары из года в год возвращаются в Россию, став непрекращающимся стихийным бедствием?

Тревожные новости поступали в минувшую неделю из Сибири. Начало весны там ознаменовалось вспышкой масштабных лесных пожаров. По состоянию на утро субботы, 7 апреля, в Сибири были зарегистрированы, по данным Сибирского регионального центра МЧС, около 40 лесных пожаров на общей площади 1743 га. Особенно сложная обстановка сложилась в Забайкальском крае и в Бурятии. Правда, в тот же день МЧС рапортовало о крупном успехе. Пожарным удалось локализовать крупнейший с начала 2012 г. года лесной пожар на площади в 470 гектаров в Забайкалье. "Пожар площадью 470 гектаров зарегистрирован в Шилкинском районе. Несмотря на то, что тушение осложнено труднодоступной местностью и сильным ветром, вчера вечером его удалось локализовать. Сейчас ведутся работы по ликвидации возгорания", - сообщили журналистам в Забайкальском управлении МЧС.

Отдавая дань мужеству и профессионализму пожарных, нельзя не задаться вопросом об эффективности борьбы и, что особенно важно, профилактики лесных пожаров в масштабах всей страны. Каждый год мы видим репортажи о лесных пожарах и героических усилиях МЧС, направленных на борьбу с ними. Каждый год мы слышим победные реляции и успокаивающие заявления местных и федеральных чиновников о том, что подобная ситуация больше не повторится. Каждый год для борьбы с пожарами государство выделяет всё больше ресурсов и привлекает всё большее количество людей (в 2010 г. за штурвал самолёта-амфибии с грузом воды сел, как мы все помним, сам премьер-министр, осуществивший сброс на очаг лесного пожара), но все эти колоссальные усилия не дают ожидаемых результатов. Более того, размах лесных пожаров с каждым годом в России только растёт.

"Общая площадь территории, выгоревшей в результате природных пожаров в России в 2010 году, согласно спутниковым данным, превысила 10,7 млн га", - сообщает Википедия. Как все мы помним, в 2010 г. в России стояли аномальная жара и засуха. От них серьёзно пострадали 19 регионов, а в 7 был введён режим чрезвычайной ситуации. Однако в прошлом, 2011 г., таких природных аномалий уже не было, но масштаб лесных пожаров всё равно вырос. В официальном сообщении МЧС за 23 июня 2011 г. говорилось: "С начала пожароопасного периода 2011 г. на территории Российской Федерации возникло 13,44 тысячи очагов природных пожаров (в 2010 году - 12,9 тысячи, увеличение в 1,05 раза) на общей площади 833,57 тысячи гектаров (в 2010 году - 273,33 тысячи, увеличение в 3,05 раза)". Не хотелось бы быть пророком в данном аспекте, но, по всей видимости, в этом году печальные цифры прошлого года будут перекрыты, ведь сезон весенних пожаров в Сибири начался на неделю раньше, чем в прошлом году. Так почему же лесные пожары превратились в России в непрекращающееся стихийное бедствие?

Если послушать российских чиновников из МЧС и других федеральных и региональных ведомств, то во всём виноваты исключительно сами россияне. Именно их неразумное и пожароопасное поведение приводит, в большинстве случаев, к возникновению пожаров. Исходя из этой убеждённости, чиновники год за годом реализуют в пожароопасный период нехитрый алгоритм привычных действий: угрозы, запреты, наказания. Не стал исключением и текущий год. Так, в Забайкалье с конца марта действует режим ЧС: для населения запрещены посещение леса, хозяйственная деятельность в нём и охота; на въездах в лес дежурит полиция, призванная обеспечивать запретительные меры и меры наказания к нарушителям силовыми методами. При этом проведение любых сельскохозяйственных поджогов карается штрафами в размере от 2 до 120 тыс. руб. "Однако недобросовестные жители сёл и деревень в нарушение всех запретов всё же стремятся выжечь свои сенокосные угодья и пастбища, не особо заботясь о том, что пал может перекинуться как в лес, так и в сам посёлок", - сокрушённо отмечают в краевом МЧС.

На первый взгляд, точка зрения чиновников кажется убедительной, а их привычный набор действий - эффективным. Однако данные неправительственных экспертов показывают, что действительная картина происходящего намного сложнее. Действительно, одной из главных причин возникновения пожаров в весенний период в лесах, на торфяниках, в сельских населённых пунктах и дачных посёлках являются палы сухой травы, стерни и тростника. По ориентировочным данным, они ежегодно охватывают 40-50 млн га российской территории, уничтожая от нескольких сотен до нескольких тысяч домов и дач, бесчисленное количество деревянных столбов линий связи и ЛЭП, заборов, мелких построек и т.п. При этом в год гибнут несколько десятков человек. Как отмечают медики (достоверная статистика отсутствует), сильное задымление от весенних палов может приводить к смерти большого количества людей, страдающих заболеваниями сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, стариков и детей.

Однако чиновники, как правило, умалчивают о том, что последние 12 лет (время проведения лесных реформ в РФ, начавшихся с ликвидации Федеральной службы лесного хозяйства и Госкомэкологии РФ в мае 2000 г. и продолжившихся введением Лесного кодекса 2006 г.) в нашей стране происходит рост территорий (по данным Greenpeace и других НКО), на которых прекратилась сельскохозяйственная деятельность. Бывшие сельскохозяйственные угодья зарастают бурьяном, на них не выкашиваются сенокосы, не используется по назначению солома и другие растительные остатки. Сельское население сокращается, а для остающихся сельхозпредприятий и фермеров палы сухой стерни и травы - это, зачастую, единственный доступный способ очистки полей перед пахотой или зарастающих сельхозугодий от кустарника и бурьяна. Кроме того, массовому распространению палов способствует страх местных жителей оказаться в ситуации, когда кто-то пустит пал в их сторону раньше, чем они сами пустят пал в сторону от себя. К тому же до самого последнего времени чиновники не боролись с палами, а способствовали их распространению. Так, указы Рослесхоза от 29 января 2010 г. №31 и от 28 февраля 2011 г. № 36 предписывали органам управления лесами субъектов РФ контролируемо выжечь в 2010 и 2011 гг., соответственно, по 2,3 млн га сухой травы и других растительных остатков. И только в 2012 г. от этой практики федеральные чиновники отказались. Тем не менее, региональные управления МЧС сообщают, что на местах зачинщиками выжигания сухой травы и сейчас нередко становятся госорганизации и органы местного самоуправления. В такой ситуации трудно ожидать от рядовых граждан отказа от практики весенних палов. Об этом убедительно свидетельствует ситуация в Забайкалье. Как сообщают очевидцы, местные жители откровенно игнорируют решения местных властей о запрете весенних палов.

Согласно появившимся прогнозам, в средней полосе Европейской России пик сухости травы из-за поздней весны может прийтись на майские праздники, когда на природу отправится наибольшее количество россиян. В эти дни всем нам нужно будет быть особенно внимательными и осторожными, и особенно при обращении с огнём. И тогда праздники не омрачатся трагедиями, а долгожданная весна принесёт вместе с хорошей погодой только хорошее настроение.

Андрей Терёхин, Ореанда-Новости

Читайте также:

В Сибири бушуют 40 лесных пожаров

Огни столицы: в Москве горели башня и рынок

Китай - первый в мире по еде

Госмонополия на продажу алкоголя: за и против