ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Водомёты, слезоточивый газ и жёсткие полицейские задержания в ответ на массовые протесты и демонстрации с требованиями отставки премьера. Почему улицы турецких городов стали местом ожесточённых столкновений?

Всю минувшую неделю во многих турецких городах продолжались антиправительственные выступления и демонстрации, начавшиеся ещё около двух недель назад акциями протеста против вырубки парка Гези и сноса Культурного центра Ататюрка на расположенной рядом площади Таксим в центре Стамбула под предлогом сейсмической угрозы для центра. Уже в ночь на 1 июня протесты переросли в массовые беспорядки и охватили затем турецкие города в 67 из 81 турецких провинций. В результате столкновений протестующих с полицией погибли четыре человека, включая одного полицейского, пострадали несколько десятков полицейских и не менее 3,5 тыс. манифестантов.

Новый всплеск протестной активности наступил после возвращения в пятницу из африканского турне премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который стал для протестующих олицетворением надоевшего режима, ставившего под сомнение светский характер турецкого государства, стремившегося ужесточить контроль за общественной и частной жизнью граждан, реанимировать жёсткие нормы исламского традиционного общества. Свыше миллиона протестующих пришли в ночь на 7 июня на улицу Истикляль и площадь Таксим в Стамбуле. "Мы все - один народ! Эрдогана в отставку!" - скандировали протестующие, собравшиеся под флагами и плакатами с изображениями основателя Турецкой республики Ататюрка. В субботу и воскресенье массовые протесты прошли в Анкаре, где полиция также использовала для разгона демонстрантов слезоточивый газ и водяные пушки, Измире, Адане и других городах.

Согласно вчерашним сообщениям из Стамбула накал антиправительственных выступлений в парке Таксим не снижается. Люди не расходятся, несмотря на то, что стамбульские власти, как стало известно вчера, отказались от первоначальных планов строительства торгового центра в парке Гези. Стремясь сохранить лицо, мэр Стамбула Кадир Толбаш рассказал журналистам, что власти не отказываются окончательно от своих планов и, возможно, рядом с площадью Таксим появится музей или выставочный центр. Мэр пообещал провести со всеми заинтересованными сторонами переговоры, которые будут предшествовать утверждению окончательного проекта реконструкции района. Однако, как отмечают местные наблюдатели, вряд ли эти успокоительные заявления повлияют на настроения протестующих.

Их решимость продолжать протесты подкрепляется неуклюжими заявлениями премьера Эрдогана, согласно которым обстановка вокруг парка Гези и площади Таксим специально нагнетается пользователями соцсетей. Участников антиправительственных протестов он называет не иначе как мародёрами, вандалами и анархистами. "Они настолько подлые люди, что оскорбляют премьера их страны", - заявил он, отметив, что находясь у власти, стремится защищать интересы абсолютно всех граждан Турции. Премьер считает, что он и его политика пользуются поддержкой большинства населения и, по его мнению, выборы в местные органы власти в марте 2014 г. ясно покажут это. "До этих выборов осталось всего семь месяцев. Я хотел бы, чтобы на них вы проучили этих людей (участников акций протеста). Для этого вы должны, в соответствии с демократическими нормами, проголосовать", - сказал вчера глава кабинета министров, выступая перед своими сторонниками на юге Турции. На решимость премьера не уступать протестующим, несомненно, повлияла поддержка сторонников, которые в день его прилёта из турне по Африке провели акцию в аэропорту Стамбула. Около 10 тыс. человек встретили премьера, скандируя лозунг: "Мы с тобой, Эрдоган!"

В течение всей минувшей недели события в Турции находились в центре внимания мировых СМИ, журналистов, экспертов и аналитиков. При оценке ситуации нет недостатка в рассуждениях о надвигающейся революции, являющейся продолжением т. н. "арабской весны". В логике данных рассуждений, стремящиеся к демократии западного типа турки поднялись на протест против авторитарного режима. Однако встречается и более осторожный анализ, согласно которому наступление "арабской весны" в Турции маловероятно. "Одним из движущих элементов арабских революций были исламистские организации. В Турции же у власти стоит практически происламистская партия, кто же будет против неё брать в руки оружие, кроме разве курдов? Однако, со средины 2012 г. в стране стало наблюдаться замедление экономического роста, было посажено в тюрьмы много журналистов. Были введены ограничения на продажи алкоголя в ночное время, что не понравилось местным "пивоварам". Да, процессы урбанизации стали угрожать зелёным территориям в городах. Но это не повод для начала гражданской войны и свержения избранного правительства, хотя бы его глава и проявлял черты авторитаризма", - считает российский эксперт Олег Душин.

Очевидно, что дать адекватную оценку ситуации в стране чрезвычайно сложно. Ни одна из существующих точек зрения не делает этого в достаточной мере полно и всесторонне. Однако, думается, что для правильного понимания обстановки было бы полезно вспомнить классическую работу Самюэля Хантингтона "Столкновение цивилизаций", в которой американский политолог не только изложил свою концепцию этнокультурного разделения цивилизаций, но выделил особую группу стран, внутренне расколотых в цивилизационном отношении. Наиболее ярко столкновение цивилизаций внутри одного общества – между вестернизированной урбанизированной элитой и традиционно настроенными средними и низшими слоями населения проявляется, по мнению Хантингтона, в Турции и России.

Если принять в качестве методологии работу Хантигтона, то становится очевидным, что в Турции вполне возможно одновременное наличие и массовых протестов против политики Эрдогана со стороны наиболее вестернизированных слоёв населения, и не менее массовой поддержки его правительства со стороны сельских жителей, социальных низов и середняков. А это значит, что простого и лёгкого выхода из ситуации нет, а есть насущная необходимость в достижении национального консенсуса по выработке и реализации взвешенной и сбалансированной политики внутри страны и за её пределами в интересах всех турецких граждан. Понимает ли это турецкое общество? Готовы ли к таким шагам турецкие лидеры как в правительстве, так и в оппозиции? Мы все узнаем об этом уже в самом ближайшем будущем.

Андрей Терёхин, Ореанда-Новости

Читайте также:

От парка до революции: "арабская весна" пришла в Турцию?

Пикет в поддержку турецкой революции запретили в Москве

В Турции задержаны иностранцы, призывающие к беспорядкам