ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Генеральная прокуратура РФ с участием прокуроров субъектов проверила исполнение законодательства, направленного на обеспечение доступности, бесплатности и безопасности общего образования детей. Результаты проверки свидетельствуют о многочисленных системных нарушениях требований законодательства в сфере общего образования, требующих принятия дополнительных мер по совершенствованию государственной политики и нормативно-правового регулирования в данной сфере.

Установлено, с 2008 по 2010 учебные годы число образовательных учреждений в стране уменьшилось с 57 до 50 тыс. Только в Омской области ликвидировано 79 учреждений и 160 их обособленных структурных подразделений.В нарушение законов принятие решений о ликвидации, реорганизации допускается без предварительной экспертной оценки их последствий. По представлению прокуратуры Ульяновской области отменены постановления мэрии г. Ульяновска о ликвидации 5 школ общей численностью более 1,7 тыс. учащихся при проектной мощности, превышающей 5 тыс. обучающихся, сообщили в пресс-службе Генеральной прокуратуры.

При приёме детей в школы нарушается принцип доступности общего образования, закреплённый в ст. 43 Конституции Российской Федерации, ст. 5, 16 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании". Так, проводятся не предусмотренные законом конкурсы, отборы по результатам тестирования. От родителей учащихся требуются предоставления излишних документов (Республика Саха (Якутия), Кемеровская, Новосибирская, Омская, Ульяновская области и многие другие регионы). Из года в год почти во всех регионах выявляются незаконные положения уставов, локальных актов общеобразовательных учреждений. Только в Воронежской области на такие документы образовательных учреждений прокурорами принесён 81 протест, в суд направлено 22 исковых заявления.

Сеть специальных школ для детей с ограниченными возможностями, инвалидов во многих субъектах не развивается, их количество за последние три года сократилось почти на 100 учреждений. Практически в каждом регионе для указанной категории детей отсутствует специальное оборудование. Повсеместно распространены т.н. денежные поборы с родителей под видом благотворительной помощи, добровольных пожертвований, которые в действительности носят принудительный характер. В Кемеровской области судом удовлетворено 39 исковых заявлений прокурора г. Новокузнецка о признании договоров о добровольном пожертвовании, в том числе через благотворительный фонд поддержки и развития образовательного учреждения, ничтожными ввиду их несоответствия закону, принципу добровольности и свободы выбора целей благотворительной деятельности.

В образовательных учреждениях нарушаются права учащихся на защиту от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию. В школах допускается свободный доступ на сайты, содержащие экстремистские, эротические и порнографические материалы (республики Алтай, Тыва, Чеченская Республика, Воронежская, Кемеровская, Костромская, Липецкая, Магаданская, Новосибирская, Омская, Орловская, Пензенская, Ростовская области и др. регионы). Всего в ходе проверки выявлено около 7 тыс. нарушений, для устранения которых внесено почти 2 тыс. представлений, к дисциплинарной ответственности привлечены более 500 человек, опротестовано свыше 900 незаконных правовых актов, возбуждено около 600 дел об административных правонарушениях, в суды предъявлено более тысячи исков.

По результатам проверки Генеральная прокуратура РФ внесла в адрес министра образования и науки РФ представление об устранении выявленных нарушений законодательства. В документе предложено разработать единый порядок проведения экспертной оценки последствий принятия органами власти решений о реконструкции, модернизации, об изменении назначения объекта социальной инфраструктуры для детей, а также о ликвидации или реорганизации организаций, оказывающих социальные услуги детям. Указано также на необходимость разработки порядка и правил приёма на обучение в общеобразовательные учреждения, в том числе гимназии, лицеи, школы с углублённым изучением отдельных предметов, направленных на исключение коррупционных факторов при зачислении. Порядок и условия привлечения образовательными учреждениями дополнительных финансовых средств, в том числе за счёт участников образовательного процесса, предложено привести в соответствие с конституционным принципом бесплатности общего образования и требованиями законодательства о противодействии коррупции.

Результаты рассмотрения представления контролируются Генеральной прокуратурой Российской Федерации.