Каждый раз, когда мы слышим слово Италия, в голове проносится целая вереница образов - история, исчисляемая тысячелетиями, природа, поражающая своей красотой и многообразием, отменная кухня, высокая мода… Для музыканта же это, прежде всего, колыбель оперы. Именно сюда многие едут учиться искусству пения и набираться опыта. Летом 2007 года в городе Римини, расположенном на берегу Адриатического моря, пройдут очередные летние оперные курсы итальянской компании Associazione Culturale "Enarmonica". Мы ведём беседу с артистическим директором компании - ярким, незаурядным музыкантом, пианистом, концертмейстером, композитором Карло Пари (Carlo Pari).

– Маэстро Пари, что Вы и Ваша компания предлагаете музыкантам, которые стремятся получить дополнительную подготовку на родине bel canto?

Одно из отделений нашей компании - Enarmonica International Opera Academy - каждое лето организовывает обучающие курсы в городе Римини. Программа курсов, рассчитанная на вокалистов и пианистов-концертмейстеров, включает в себя комплекс дисциплин. Так, например, вокалисты занимаются с педагогом по вокалу, с педагогом-концертмейстером, проходят интенсивный курс языка под руководством педагогов-лингвистов, специализирующихся на преподавании итальянского как иностранного. Также в программу входят мастер-классы с мировыми звёздами оперной сцены и выступления самих участников в концертах.

– В чём отличие летних курсов, проводимых Вами, от других?

Основа наших летних курсов - качество обучения, добросовестность и порядочность по отношению к студентам. Не хочу никого обвинять, но, к сожалению, среди "организаторов" и "педагогов" подобных летних и не только летних школ встречаются те, кто дают пустые обещания о контрактах где-нибудь в Ла Скала, блестящей карьере и т.п. У нас нет необходимости завлекать участников такими дешёвыми способами, приукрашивая самих себя, поскольку мы знаем себе цену. Профессионализм наших педагогов-музыкантов, востребованных на многих концертных площадках и театрах, качество и уровень обучения на наших курсах признаются многими, в том числе Лучано Паваротти, Миреллой Френи, Роландо Панераи. Мы гордимся тем, что эти великие люди удостоили нас чести проводить мастер-классы, входящие в программу обучения.

Другая особенность наших летних курсов заключается в том, что мы открыты как для молодых, которые пока ещё учатся в академиях и консерваториях, так и для уже сложившихся профессионалов, ведущих педагогическую и концертную деятельность. Кроме того, к нам приезжают те, кто просто очень любит музыку и хочет попробовать раскрыть свой талант в новой для них сфере. В связи с этим мы работаем по принципу "не навреди". На некоторые из наших концертов мы приглашаем крупных агентов, и потому певцам, голос которых ещё находится в процессе постановки, иногда бывает лучше немного повременить с выступлением на столь серьёзном мероприятии. Иначе есть опасность "сгореть" на глазах этих артистических агентств. И, пусть спустя какое-то время, но ребята начинают понимать эти тонкости, важные для их карьеры, за что нам и благодарны.

Так или иначе, но кто-то из них здесь начинает впервые зарабатывать своей профессией, кто-то оказывается замеченным важными в музыкальном мире людьми, кого-то приглашают на оперные постановки. Каждый студент решает свои задачи, работает над программой, актуальной именно для него, идёт к своим целям, и мы - одна из форм поддержки на этом нелёгком пути.

– Каких успехов за время проведения курсов и впоследствии достигают участники Вашей летней школы?

Целостность наших курсов позволяет студентам практиковаться и получать навыки в разных аспектах своей профессии: работа над техникой вокала, сценическая подготовка, практика концертных выступлений… Да и просто возможность побыть рядом с живыми легендами оперного мира - это впечатления, которые остаются на всю жизнь. Поэтому многие ребята бывают у нас не один раз. Например, некоторых из приезжавших к нам в прошлом году российских вокалистов мы встретим в Италии и этим летом в июле и в августе. На этот раз они приглашены выступить на одном из наших концертов, часть из них останется также и на курсы. А тогда, летом 2006 года, у нас учились студенты и выпускники московских ВУЗов - Елена Аюшеева, Елена Гоголева, Юрий Мамчук, Юлия Петрачук, Анастасия Прокофьева, Виктория Смирнова, Кирилл Сторчак.

После прохождения курса обучения мы даём студентам свои рекомендации, касающиеся того, над чем им необходимо в дальнейшем работать, о репертуаре, в том числе для прослушиваний и конкурсов, о возможностях применения своего таланта. Другими словами, мы, опираясь на наш опыт, делимся своим мнением о том, кем они могут стать, как максимально проявить себя на музыкальном поприще. Порой бывает достаточно лишь выбрать верное направление: понятно, что не всем суждено быть примадоннами, но ведь даже будучи просто хорошим певцом в хорошем хоре можно многого достичь. Мир нуждается в профессиональных музыкантах не только в главных партиях.

Сегодня стажировавшиеся на наших курсах поют в English National Opera, в Covent Garden, занимают места на международных конкурсах. Они действительно этого достойны. На определённом этапе мы помогли им решить какие-то вопросы. Лёгких путей не бывает, тем более в музыкальной карьере. Можно пустить пыль в глаза красивыми речами, можно заплатить, можно даже стать лауреатом конкурса, но успех на сцене - действительно успех лишь тогда, когда тебя принимает публика. В конечном итоге, ради неё мы продвигаем искусство.

– Вы уже который раз подряд устраиваете летние курсы прямо на море. Не мешает ли расслабляющая обстановка работе?

Мне так не кажется. Рано или поздно надо находить выход из той стрессовой ситуации, которая нагнетается на протяжении всего учебного года и концертно-театрального сезона. Непринуждённая атмосфера отдыхающего курортного города даёт колоссальное психологическое расслабление и, можно даже сказать, просветляет разум. Студенты, которые когда-либо участвовали в наших программах, с теплотой вспоминают о проведённом здесь времени. Римини хорош тем, что может предоставить именно тот вид отдыха, который вы желаете: кому-то нужна тишина, кому-то бесконечные вечеринки и походы в ночные клубы, кому-то море и пляж, кому-то средневековые замки и экскурсии по городам Италии. Я думаю, что это одно из самых лучших мест, которое можно найти для проведения летних школ.

– Какую роль играет ассоциация "Энармоника" в проводимых летних курсах?

Культурная ассоциация "Энармоника" состоит из нескольких отделений, одно из которых - Оперная Академия. Именно она и занимается организацией летних школ и мастер-классов. Вообще, компанию возглавляет несколько лидеров, поскольку её главная идея - своего рода философия - заключается в том, чтобы объединять музыкантов всего мира, привлекать человеческие, духовные, материальные ресурсы для более эффективной и результативной совместной творческой работы. Сейчас как никогда музыка нуждается в сплочении наших усилий, чтобы мы могли вместе, а не поодиночке, нести высокую миссию искусства.

- Недавно Вы провели несколько концертов и мастер-классов в Москве. Какие у Вас остались впечатления?

Я люблю Россию и люблю Москву. И не согласен с мнением, что в России заслуживают уважения только скрипичная и фортепианная школы. Здесь мне довелось познакомиться с потрясающими музыкантами, такими, как дирижёр Теодор Курентзис (хоть он и грек по происхождению, его всё-таки хочется причислить к сонму великих русских дирижёров); встретил много талантливых студентов, в том числе из Московской консерватории, Центра оперного пения Галины Вишневской. Это ребята, которые готовы работать, становиться профессионалами, строить карьеру, идти вперёд.

Когда же у студента возникают какие-либо проблемы профессионального порядка, надо быть очень осторожным. Мне периодически приходится сталкиваться с педагогами, которые, ведя мастер-класс, пытаются переучить человека и сносят под корень всё, что было сделано до этого другим, "родным" педагогом. Не думаю, что разрушение - лучший способ решения таких вопросов. Сносить - это самое простое, что можно предпринять. Раны заживают долго, и росток, который выдернули из земли, далеко не всегда приживается.

Наша задача и лично моя как педагога-концертмейстера - найти возможные пути выхода из сложившейся ситуации. И, может быть, самое главное - пробудить в молодых музыкантах желание увидеть всё немного под другим углом зрения, дать новый взгляд - на отдельный штрих, произведение, оперу, на музыку вообще. И, конечно, проще всего это реализуется на летних курсах, во время которых, помимо всего прочего, происходит неминуемое погружение в особую атмосферу, в том числе в языковую среду. Наличие таких принципиально важных слагаемых в сумме позволяет подобным занятиям стать действительно одним из больших и серьёзных шагов на пути к карьере.

Игорь Киреев, агентство "Ореанда-Новости"