ОРЕАНДА-НОВОСТИ. На концерте "20 лет без "Кино“" в московском спорткомплексе "Олимпийский“ 7 октября российские рок-музыканты, перепевая песни покойного Виктора Цоя, преследовали разные цели. Для одних это были поминки, для других - повод покопаться в себе, для третьих - просто дело привычки, а Вячеслав Бутусов умудрился превратить своё выступление в своеобразную работу над чужими ошибками.

За последние 20 с лишним лет - с тех пор как вышли альбомы группы "Кино" "46", "Начальник Камчатки" и "Последний герой" - гоголевская "птица-тройка" постепенно трансформировалась в цоевский "троллейбус, который идёт на восток" (эта песня есть на всех трёх названных альбомах). Наследие группы "Кино" действительно имеет большое значение для миллионов соотечественников всех возрастов и сословий, пишет обозреватель GZR.ru Игорь Поплаухин.

На московский концерт вечером 7 октября шли с грудными детьми, с парнями, бабушками, одноклассниками, коллегами... На весь битком набившийся танцпартер одной сцены явно не хватило бы, так что их сделали целых четыре. На крайней правой разместился симфонический оркестр "Глобалис", ранее уже имевший дело с рок-музыкой на фестивале "Нашествие", а остальные три сцены использовались для выступлений, причём по очереди - чтоб никому обидно не было.

Концерт условно можно разделить на две неравные части. Первые 20 песен - разные артисты, последние десять - хедлайнеры Земфира и Бутусов. Марафон начался с Константина Кинчева. Он на одном дыхании исполнил "Песню без слов". Вообще-то лидер "Алисы" мог претендовать и на большее количество номеров, ведь он был счастливчиком, получившим прямой "доступ к телу". Долгими вечерами они с Цоем просиживали на кухне, общались с глазу на глаз, выпивали и пели друг другу песни собственного сочинения. Говорят, оба в такие моменты страшно стеснялись.

Каждый сольник Кинчева вот уже много лет заканчивается композицией Цоя "Спокойная ночь", на которой фанаты "Алисы" садятся на корточки с пылающими зажигалками и подпрыгивают во время припева. Точно по такому же сценарию все развивалось и в этот раз. Возможно, Кинчев чуточку переборщил с артистизмом и басами, но мэтру русского рока и лауреату премии "Петрополь" в номинации "За свободу, искренность и поэтичность творчества" можно простить многое.

Значительно хуже барабанным перепонкам пришлось на сете новых героев хит-парада "Чартова дюжина" - панков F.P.G. По мнению вокалиста Антона "Пуха" Павлова, истошно проорать припев лирической баллады "Ночь" - верный путь к сердцам киноманов. Точно так же рассудила группа "Пилот", необдуманно переделав пружинистую акустику "Когда ты был битником" в электрический хардкор-боевик.

Следом вышла команда "Смысловые галлюцинации", не придумавшая ничего оригинальнее, чем сыграть кавер десятилетней давности "Мама, мы все сошли с ума" со сборника "КИНОпробы" 2000 года выпуска. Не блистали фантазией и братья Горшеневы: "Кукрыниксы" в сотый раз перепели "Кончится лето", а "Король и шут" - "Следи за собой".

Можно констатировать, что за 10 лет ни сами группы, ни их творчество не претерпели абсолютно никаких изменений. Более того, если включить сейчас "Наше радио" - они до сих пор там, с теми же песнями. Ребята просто привыкли посещать отчетные рок-солянки. На фоне этой компании консерваторов достойно выглядел "Пикник". Эдмунд Шклярский хоть по обыкновению и спел не менее избитые "Алюминиевые огурцы" всё с тех же "КИНОпроб", но зато очень близко к оригиналу.

Гитарным вариантом Бориса Моисеева звучало и выглядело выступление актера Гоши Куценко. Пожалуй, даже в образе обнажённого мужчины в фильме "Жесть" он выглядел гораздо убедительнее, чем на сцене "Олимпийского" в попытке донести до зрителей альтернативные версии песен "Последний герой" и "Когда твоя девушка больна".

Но на счёт Гоши никто иллюзий и не питал. Гораздо большие надежды связывались с молодым дарованием Иваном Алексеевым, известным как рэпер и рокер в одном флаконе Noize MC. Он создал крайне удачный кавер на "Мы хотим танцевать" в духе самых лирических вещей ныне уже не существующего коллектива "Пятница". "Наше сердце работает, как новый мотор, мы в четырнадцать знаем всё, что нам надо знать", - с нехарактерной для него серьёзностью пел Noize, резко ударяя по струнам.

Увы, затем он стал заложником собственного амплуа. В эту тонкую песню, осененную легким намеком на подростковый протест, Noize грубо пропихнул достаточно прямолинейный и пошловатый рэп. Потом он и вовсе зачем-то зарядил на концерте памяти Цоя бодрый речитатив "Устрой дестрой" со своего нового альбома. За всё это с Иваном достаточно жёстко обошлась публика. Один из зрителей вскарабкался на плечи соседям и изловчился снять с себя штаны. Оголённой филейной частью смельчак будто бы выразил всеобщее мнение о вторжении чужеродного материала в музыкальную ткань вечера. За Алексеева было немного страшно - вдруг ему Кинчев за кулисами зубы пересчитает?

Прекрасный пол в этом обществе брутальных рок-героев был представлен всего тремя артистками. Творческая руководительница фолк-группы "Мельница" Хелависа в песнях "Красно-жёлтые дни" и "Дождь для нас" лишний раз продемонстрировала свои врождённые вокальные способности. Её голос попеременно напоминал то Аллу Пугачеву середины семидесятых, то вообще Тамару Гвердцителли – и то и другое в самом положительном смысле.

Диана Арбенина вышла на сцену немного подавленная и сконфуженная. Синхронно с залом она прочитала в микрофон "Легенду", в том числе легендарную фразу "Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать". Потом она на простой шестиструнке спела эту песню, что стало одним из сильных моментов концерта. По поведению Диана напоминала Шклярского - такая же собранная, сосредоточенная, как на поминках. Оба будто испытывали лёгкую неловкость и спешили поскорее покинуть сцену, как безутешная родня сторонится квартиры покойника.

Непосредственно перед появлением третьей женщины симфонический оркестр заиграл хорошо узнаваемые аккорды "Кукушки" - песни, которую, по мнению некоторых скептиков, Земфира спела лучше самого Цоя.

14 полных лет было Земфире, когда кумир её юности разбился в автокатастрофе. На недавней пресс-конференции она призналась, что гибель Цоя стала её персональной катастрофой. За всю свою карьеру певица публично исполняла около десятка его песен. Ходят слухи, что в недрах её компьютера таится чуть ли не все перепетое наследие "Кино".

На этот раз она намеренно сделала упор на недостаточно известных композициях: и "Город", и "Уходи", исполненные ею, - треки с альбома "Это не любовь" 1985 года. В то время "Кино" ещё не считались всесоюзной группой номер один.

Поскольку Земфира совершенно очевидно и, возможно, неосознанно, проецирует опыт Цоя на собственную жизнь, песни эти в очередной раз обернулись въедливой и мучительной рефлексией, местами напоминающей самобичевание. "Я люблю этот город, но зима здесь слишком темна. Я люблю этот город, но так страшно здесь быть одному", - Цой пел про Петербург, Земфира, разумеется, имеет в виду Москву. "Уходи, но оставь мне свой номер, я, может быть, позвоню. А вообще я не знаю, зачем мне нужны эти цифры", - она и сама запросто могла бы сочинить нечто подобное, настолько близки их с Цоем системы образов.

В своём последнем телеинтервью на вопрос о любимой детской игрушке он ответил: "Пластилин". "И что из него получалось?" - спросила корреспондентка. "Всё", - коротко сказал Виктор. Из его песен действительно можно вылепить всё, каждый вправе примерить их на себя.

Следующую СВОДКУ НОВОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ читайте в субботу, 16 октября 2010 года, в 16.00.

Читайте также:

В Англии плохие музыканты не смогут выступать на улице

Опубликован рейтинг самых безумных фестивалей мира

Анни Леннокс выпустит новый праздничный альбом

Дюссельдорф примет конкурс "Евровидение" в 2011 году