ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Более 5 тыс. гостей. Больше ста показанных фильмов. Пятьсот три журналиста. Цифры, приведённые президентом фестиваля Александром Роднянским на церемонии закрытия, призваны свидетельствовать в пользу того, что "Кинотавр" здоров как бык, несмотря на отсутствие генерального спонсора, и стремительно приближающуюся олимпиаду, затрудняющую фестивальную логистику.

Нынешний "Кинотавр" и правду получился изобильным
: не только в смысле цифр, но и в плане разнообразия фестивальной программы. Фильмы в конкурсе участвовали настолько разные, что их и сравнивать, казалось бы, нелепо. Тут и дебютанты вроде Анны Матисон, и такие мэтры, как Месхиев с Проскуриной. И молчаливые артхаусные картины вроде "Другого неба", и зрительские аттракционы типа детектива Шипенко с Фриске. И остросоциальные фильмы – например, "Гастарбайтер" Юсупа Разыкова, и наркоманский трип по Кабодже "Золотое сечение". В общем, классический случай, когда выбирать приходится между тёплым и мягким. Жюри выкрутилось, приняв соломоново решение раздать всем сёстрам по серьгам. Призы "Кинотавра" получила в общей сложности половина конкурсантов, пишет Газета.Ру.

Сначала по традиции вручалась награда Гильдии киноведов и кинокритиков". Голоса критиков разделились примерно натрое, поэтому премировали они сразу три фильма, но разными по значению призами. "Спецупоминания" удостоилось "Обратное движение" Андрея Стемпковского - лента о матери, ждущей сына с войны. "Диплом" получило "Другое небо" о гастарбайтере, который приехал в большой город на поиски жены. Ну а главный приз Гильдия приберегла для нашумевшей картины "Счастье моё" Сергея Лозницы.

Что касается решения конкурсного жюри, возглавляемого в этом году Кареном Шахназаровым, то награды распределились следующим образом. Приз за лучший дебют отдали кафкианской истории о хрупкости заведённого порядка жизни, которую легко может разрушить случайное недоразумение - "Пропавшему без вести" Анны Матисон. Сценарную и музыкальную награду получили уже отмеченные Гильдией кинокритиков "Обратное движение" и "Другое небо". За операторскую работу приз по праву получил самый живописный фильм конкурсной программы - снятое по мотивам рассказов Юрия Коваля "Явление природы" Александра Лунгина и Сергея Осепьяна. За лучшую мужскую роль приз достался Ивану Добронравову, сыгравшему у Светланы Проскуриной в "Перемирии". Марину Звонарёву наградили за исполнение женской роли в "Человеке у окна" Дмитрия Месхиева.

На премьере Месхиев сразу предупредил, что снимал обычное зрительское кино, в котором нет никаких философских глубин. Получилась мелодрама про запутавшихся людей. Запуталась девушка-фотограф: ей кажется, что её богатый властный жених – не тот, кого она ищет, и потому её тянет к неудачнику Дронову, которого играет Юрий Стоянов. Дронов тоже запутался: он не состоялся как актёр - в театре ему позволяют разве что вынести на сцену поднос, а дома Дронова встречают скандалами, поэтому ему приятно внимание молоденькой красотки. Жена героя (её-то и играет Звонарёва) тоже запуталась - между мужчинами. Впрочем, главный движитель сюжета не лирический, а комедийный. Дронов получает необычное предложение по работе – использовать свой актёрский талант, чтобы разводить людей, изображая то злобного милиционера, то сотрудника администрации президента. И тут уже начинается полный "Городок". Разве что Олейникова не хватает.

Но возвратимся к призёрам "Кинотавра". Две основные награды получили "Счастьё мое" Сергея Лозницы и "Перемирие" Светланы Проскуриной. Первая картина – за режиссуру, вторая – как лучший фильм фестиваля. Обе ленты по форме роуд-муви, в которых герой, молодой парень, путешествует по миру, попадая во всяческие неприятности. Оба фильма - про суровую российскую глубинку. Оба - в жанре "про уродов и людей". Оба фиксируют детали нищего провинциального быта. Оба показывают отечество в не самом выгодном свете. "Счастье моё" и "Перемирие" похожи, как двойняшки, но есть в то же время между ними существенное различие.

Из двух равновеликих конкурсантов жюри предпочло Проскурину, хотя фестиваль, едва ли не половина фильмов на котором были дебютами, проходил под знаком молодого кино. И это объяснимо: "Счастье моё" фильм хмурый и безнадёжный, по нему - все мы друг другу звери, а те, в ком еще теплится что-то человеческое, либо озвереют, либо погибнут. "Перемирие", скорее, про то, что границы размыты. В одной ситуации ведёшь себя как животное, в другой – как человек. Лента Проскуриной обвинений не выносит – это фильм-наблюдение. Мы, люди, вот такие, а уж хорошо это или плохо, вопрос чересчур туманный. И в этих нюансах восприятия, кажется, сосредоточилась разница кинематографических поколений. Можно сказать, что дело в темпераменте. А можно - что умение бесстрастно смотреть со стороны, не скатываясь в бурное порицание (и уж тем более любить окружающую действительность) – это наивысшая мудрость.

Итак, "Кинотавр" закончился, но расслабляться не стоит. В четверг, 17 июня, стартует Московский кинофестиваль. А значит будет ещё больше фильмов – чернушных и разных.

Следующую СВОДКУ НОВОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ читайте в субботу, 19 июня 2010 года в 16.00.

Читайте также:

СВОДКА НОВОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ: критики назвали лучший фильм "Кинотавра"

"Танго" Семёна Кукормина привезут в Нижний Новгород

"Кинотавр": новые ставки российского кино

Президента не штрафуют