ОРЕАНДА-НОВОСТИ. В прокат выходит фильм братьев Коэн "Внутри Льюина Дэвиса" - несколько дней из жизни неудачливого человека с гитарой и рыжим котом в Нью-Йорке 1961 года.

Бородатый брюнет с печалью в глазах Льюин Дэвис (Оскар Айзек) умудряется захлопнуть дверь пустой квартиры, в которой ночевал, оставив за пределами жилища рыжего кота. С чужим животным под мышкой и гитарой в чехле он отправляется в путешествие по Манхэттену. У соратников по музыке Джима (Джастин Тимберлейк) и Джин (Кэри Маллиган) Льюин не раз находил приют, но сейчас Джин не желает пускать его на порог, а кушетку занял юный солдат (Старк Сэндс), тоже с гитарой. В клубе "Газовый фонарь" (Gaslight) все вышеперечисленные (кроме кота) и подобные им неизвестные герои фолка поют проникновенные баллады о жизни и смерти, пишет Газета.Ру.

В темноте переулка за "Фонарём" Льюина поджидает загадочный незнакомец в шляпе, чтобы, не вдаваясь в подробные объяснения, дать по лицу.

За что получены эти удары, станет понятно в финале, когда метафизическая встреча превратится в житейскую, чтобы снова стать метафизической и замкнуть круг странствий героя. Впрочем, то, что Льюин мало у кого вызывает тёплые чувства, становится понятно гораздо раньше. И дело не в том, что он как-то вызывающе мерзко себя ведёт: пытаясь занять денег, он не бывает излишне настойчив, получив возможность подзаработать, не забывает поблагодарить. Порой он резковат в адрес несимпатичных ему явлений, но большую часть времени выражение неприязни остаётся в рамках приличий.

Его злоключения представляются не столько следствием его поступков или кармической расплатой за отношение к миру, сколько безразличием фатума.

Героиня Маллиган (актриса и Айзек, кстати, играли супругов в "Драйве" Николаса Виндинга Рёфна) называет его братом-дебилом Мидаса, который превращает всё, к чему прикасается, в дерьмо. Сестра не готова терпеть сквернословие при ребёнке, высокомерие по отношению к обывателям и циничные ремарки по адресу больного отца.

Пережив инфернальную поездку в Чикаго (выход завсегдатая фильмов Коэнов Джона Гудмэна в роли злоязыкого джазмена), Льюин в ответ на очередную пронзительную песню слышит от вершащего судьбы фолк-музыкантов продюсера Бада Гроссмана (Ф. Мюррей Абрахам): "Здесь не пахнет большими деньгами" - и получает совет вернуться к партнёру по дуэту. Партнёр давно сиганул с моста - и не в вечность, а в безвестность.

Почти у каждого, кто появляется в кадре, был реальный прототип.

Желающие могут проштудировать список песен на саундтреке, который собрал Ти-Боун Бёрнэт, музыкальный продюсер, сочинитель и исполнитель, ответственный за саундтрек к "О, где же ты, брат?" тех же Коэнов и за музыкальную составляющую нескольких заметных фильмов про людей в шляпах с широкими полями, от "Холодной горы" до "Сумасшедшего сердца" и "Переступить черту" про Джонни Кэша.

Но Коэны снимают не про Дейва Ван Ронка, с которого списан главный герой, и даже не про фолк-сцену Нью-Йорка, на которую вот-вот выйдет Боб Дилан (и этот момент в фильме есть), чтобы изменить её необратимо, но про человека, чьи таланты фатально не соотносятся с ожиданиями. Красив, песни хороши, поёт здорово - почему бы не быть звездой или хотя бы кумиром немногочисленных, но преданных ценителей?

Но, нет, не судьба: кто-то снисходительно похлопает по плечу, кто-то назовёт сволочью, потом все забудут, переключившись на кого-то ещё, а самой живой реакцией останутся те самые удары в лицо и под дых, но они не будут иметь отношения к песням.

Во всяком случае, не к его. Проблема не в том, что он не гениален, а кто-то другой гениален. Гениальность - это не ответ на вопрос, а сам вопрос. Что есть в другом парне с гитарой, чего нет в этом? Вопрос из тех, что задавал Богу герой другого фильма Коэнов - Ларри Гопник из "Серьёзного человека". И давно понятно, что думают Коэны об ответах на такие вопросы.

Следующую СВОДКУ НОВОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ читайте в субботу, 1 февраля, в 16.00.