ОРЕАНДА-НОВОСТИ.  Дрон (в переводе с английского "трутень") – беспилотный летательный аппарат (БПЛА), а также любое устройство – робот  военного или невоенного назначения, действующий автономно или дистанционно под контролем и управлением оператора в водном пространстве и на суше. До настоящего времени в отношении дронов не приняты специальные нормативные акты, и таким образом, фактически они находятся вне внутреннего и международного гуманитарного правового поля, а также вне теории войны. Отсутствие правовой регламентации применения дронов ведёт к нарушению прав человека, правил ведения войны и борьбы с терроризмом. Об этом пишет сегодня "Независимое военное обозрение".

Пробелы в международном и внутреннем праве легче проследить на примере применения боевых БПЛА – наиболее популярных в мировой практике дронов. Использование дронов гражданского назначения в данном материале не рассматривается. По своей сути дроны представляют собой новый наименее распространённый вид вооружения, применение которого насчитывает около 100 лет.

Лица, использующие дроны или руководящие ими, согласно Гаагским конвенциям 1899 и 1907 годов и Женевской конвенции о защите жертв войны 1949 года, не могут быть отнесены к комбатантам – лицам, входящим в состав вооружённых сил и имеющим право применять военную силу. Таким образом, военнослужащие, скрытно управляющие дронами или запрограммировавшие их для автономного функционирования, относятся к некомбатантам – лицам, которые сами не имеют права применять военную силу (например, военным юристам и корреспондентам, врачам, интендантам…) и к которым не может быть применена высшая мера насилия – физическое уничтожение.

Парадокс состоит в том, что некомбатанты, управляющие дронами, в нарушение международного права фактически неограниченно применяют все меры насилия по отношению к своим противникам-комбатантам, но в отношении их самих эти законные комбатанты лишены права применять ответную военную силу. Кроме того, в соответствии с Дополнительным протоколом от 1977 года к Женевской конвенции 1949 года (Протокол I) предусмотрено, что в ходе подготовки или при проведении военных операций комбатанты обязаны отличать себя от гражданского населения.

В данном случае отсутствует соприкосновение противоборствующих враждующих сторон, и потому установление каких-либо различий, а также квалифицирующих признаков, включая саму принадлежность некомбатантов к вооружённым силам, делает невозможной их войсковую идентификацию, что противоречит международному военному праву. Значит, некомбатанты, управляющие дронами и исполняющие любой приказ начальника, остаются вне контроля не только противника, но и какой-либо третьей стороны и потому фактически освобождаются от ответственности; они не могут требовать признания их в статусе военнопленных, свойственного комбатантам. Также некомбатант – исполнитель приказов может находиться вне контроля собственных комбатантов, отдающих ему приказы.

Боевые характеристики и целевое назначение дронов позволяют отнести их к обычным вооружениям. Удешевление и доступность дрон-технологий в будущем, а также отсутствие нормативной базы делает возможным нарушение порядка производства и распространения дронов на территории резидентов либо незаконный их экспорт с подрывными целями с территории нерезидентов. При этом применение дронов не регулируется Резолюцией ООН от 08.12.2005 года № 60/93 "Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие". Ратифицированный Федеральным законом от 16 мая 2008 года № 72-ФЗ Протокол V к указанной выше Резолюции также не предусматривает никаких ограничений для дронов, так как последние, например, не являются брошенными, но неразорвавшимися боеприпасами.

Резолюция ООН от 24.12.2001 года № 56/24 "Всеобщее и полное разоружение" позволяет установить действенный контроль над обычными вооружениями на региональном и субрегиональном уровнях и подтверждает важность принятия всех необходимых мер для борьбы с терроризмом во всех его формах и проявлениях, но прямо не распространяется на дроны, так как они не относятся, например, к ракетам.

Необходимо отметить, что дроны могут являться носителями как обычных вооружений, так и оружия массового поражения. В этом случае следует очевидное решение Оттавской декларации от 12.12.1995 года по борьбе с терроризмом по ликвидации пробелов в национальных законодательствах различных стран по недопущению приобретения оружия и свободного передвижения террористов. Именно в Оттаве провозглашён принцип о том, что сильное законодательство, эффективно применяемое на практике, по-прежнему является убедительным сдерживающим фактором в борьбе с терроризмом. Также возможное неисполнение требований данной Декларации в настоящее время позволяет применять дроны в качестве инструмента государственного терроризма на Среднем Востоке.

Необходимо отметить, что новые угрозы миру, отмеченные в Оттаве, формально пока прямо не связаны с применением дронов, а использование их в операциях ООН позволяет предполагать, что какого-либо международного запрета на использование дронов планировать не следует. Кроме того, становится возможным применение дронов в индивидуальной боевой работе, а также при их объединении для ведения боевых действий в единой сети, в так называемой сетецентрической войне (Network-centric warfare) либо в сетецентрическом терроризме, в масштабных или точечных вооружённых провокациях и индивидуальных террористических актах. В связи с этим необходима координация усилий на международном уровне для принятия мер, направленных на предотвращение использования террористами ядерных, химических и биологических материалов в условиях сетецентричной атаки.

Несомненно, что дроны относятся к современным образцами вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ). Но в отсутствие нормативной базы в отношении дронов следует признать возможным применение принципа аналогии международного права – действующих международных конвенций. Хотя конвенции не позволяют учитывать характеристики и правила применения дронов в боевой работе высокоточного оружия.

Следует учитывать, что двойное назначение дронов способствует техническому прогрессу гражданских и военных технологий. Гражданское применение дронов в основном предполагает их использование в прикладных целях: в энергетике, сельском, лесном и рыбном хозяйстве, геодезии и геологии, СМИ, МЧС и связи.

В настоящее время никакого законодательного запрета на использование дронов в качестве обычного вида вооружения или носителя обычных видов вооружения, а также на ведение с их помощью разведки и нанесение ударов нет. Но при этом необходимо отметить, что отсутствие нормативной базы ведёт к нарушению правила ведения войны и прав человека, при этом с помощью дронов в нарушение международного права воюют анонимные некомбатанты. В связи с этим некомбатант-оператор – исполнитель воинских приказов освобождён от ответственности за боевое применение дронов.

Необходимо отметить, что в Федеральном законе от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" отсутствует понятие "комбатант". Кроме того, отсутствие правового статуса у некомбатантов, применяющих дроны, теоретически позволяет предположить невозможное, когда в качестве операторов – исполнителей боевых приказов могут использоваться любые лица, проходящие военную службу, либо лица находящиеся на невоенной или на альтернативной гражданской службе, согласно Федеральному закону РФ от 25.07.2002 года № 113-ФЗ, а также иные лица, в том числе не принявшие воинскую присягу или иностранные граждане, либо лица, не призванные на военную службу согласно мобилизационному плану в соответствии со ст. 17 Федерального закона РФ от 26.02.1997 года № 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".

При определении правового статуса некомбатантов-операторов следует принять во внимание, что дроны не являются аналогами иных известных видов вооружения, и потому их нельзя соотносить, например, с торпедой "Шквал" или ракетой Х-55, которые не являются роботами. Также в случаях, предусмотренных международными конвенциями относительно запрета распространения оружия массового уничтожения, применение дронов незаконно. Кроме того, до настоящего времени не определён порядок перехвата или ликвидации (самоликвидации) дронов на чужой территории, вне юрисдикции страны некомбатанта-оператора.

Особое значение приобретает пробел в международном праве при использовании дронов международной организацией на территории другого самостоятельного суверенного государства. Так, например, миротворческие силы ООН используют дроны для наблюдения за террористами и незаконными вооружёнными формированиями в Конго, но с определённой оговоркой о том, что дроны не могут покидать воздушное пространство и территорию страны на весь период их применения. При этом вопрос привлечения лиц, допущенных к управлению дронами в качестве операторов, и определения их полномочий на внутригосударственном и международном уровне законодательно по-прежнему не решён.

В отсутствие международной правовой регламентации воинской специальности для контингента ООН некомбатанту – оператору дронов не позволяется привлекать к данной боевой работе граждан РФ согласно Федеральному закону от 23.06.1995 года № 93-ФЗ "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению мира и безопасности" в полном объёме.

Следующую ВОЕННУЮ СВОДКУ читайте завтра, 25 января, в 12.00.