ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Ошарашившие столичных автовладельцев новые тарифы на платную эвакуацию машин могут быть снижены решением ФАС по жалобе юриста Виктора Вэскера. Как это сможет повлиять на дорожную ситуацию в Москве?

Вчера, 11 ноября 2013 г., Федеральная антимонопольная служба переправила в своё московское управление поданную ещё в сентябре жалобу юриста Виктора Вэскера на тарифы на платную эвакуацию автомобилей, введённые в действие 15 сентября 2013 г. столичным Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. С точки зрения московского юриста при установлении новых тарифов было грубо нарушено административное законодательство, которое, согласно п. 11 ст.2713 КоАП РФ, прямо указывает, что автовладелец при совершении административного нарушения, влекущего задержание и эвакуацию автомобиля, должен оплачивать только расходы на перемещение и хранение машины.

Виктор Вэскер считает, что, вводя новые тарифы, власти пытаются зарабатывать на автовладельцах, получая прибыль от эвакуации автомобилей. Следует признать, что основания для такого вывода, безусловно, существуют. Тарифы, размещённые на сайте Департамента транспорта, предусматривают, что эвакуация транспортных средств категории А и В (мотоциклы и малолитражки с мощностью двигателя до 80 л.с.) стоит 3 тыс. руб., легковых машин мощностью от 80 до 250 л.с. – 5 тыс. руб., с двигателем более 250 л.с. – 7 тыс. руб., а грузовиков (в зависимости от габаритов) – от 27 до 47 тыс. руб. При этом не указаны  расчёты для обоснования вышеприведённых расценок. Чиновники лишь заявляют, что "эти меры позволят снизить количество нарушений правил парковки, повысить эффективность работы эвакуаторов, а также будут способствовать предотвращению заторов на улицах Москвы и увеличат пропускную способность улиц города".

В своей жалобе Вэскер утверждает, что стоимость платной эвакуации намного выше рыночной, а критерии при определении тарифов на эвакуацию необоснованны. "Утверждённая департаментом величина тарифа не зависит от маршрута (километража) перемещения транспортного средства, а также его веса и технических особенностей. Более того, увеличение стоимости расходов на эвакуацию транспортных средств зависит от мощности двигателя перемещаемого автомобиля! Понять, каким образом мощность двигателя автомобиля влияет на величину расходов на эвакуацию, крайне затруднительно", - указывает Вэскер. Тем не менее, юристу удалось выяснить, что при расчёте тарифов столичные власти руководствовались собственным постановлением №1030-ПП "О регулировании цен (тарифов) в городе Москве" от 29.09.2009 г. В п. 3 документа устанавливается порядок разработки и утверждения регулируемых цен (тарифов) на продукцию, товары, работы и услуги в Москве. Согласно данному постановлению четырёхлетней давности, все тарифы должны быть обоснованными и обеспечивать компенсацию экономически обоснованных расходов и прибыль.

Виктор Вэскер просит ФАС выдать столичным властям предписание об отмене тарифов, поскольку они нарушают антимонопольное законодательство и, в частности, ФЗ "О защите конкуренции". "Если расценки устанавливает орган государственной власти, то они должны быть рыночными, как в случае проведения торгов, когда претенденты предлагают свои рыночные условия. А у нас получается, что власти сами установили какие-то странные цены, которые вызывают у людей массу вопросов", - пояснил свою позицию в СМИ В.Вэскер.

Независимые наблюдатели считают, что у жалобы московского юриста есть достаточно высокие шансы на успех, и что ФАС вполне может заставить столичные власти пересмотреть тарифы на платную эвакуацию. В конце концов, не так давно, минувшим летом, через Верховный суд Вэскер уже смог добиться отмены штрафов в размере 5 тыс. руб., которые столичные власти пытались налагать на автомобилистов, оставляющих на городских парковках свои автомобили с нечитаемыми номерами или вовсе без них.

По всей видимости, и московские чиновники готовы к такому повороту событий. Никто из них не поспешил ясно и чётко отстоять позицию городских властей в СМИ. Департамент экономической политики и развития Москвы отказывается комментировать ситуацию с тарифами, отправляя интересующихся в департамент транспорта. В пресс-службе же последнего СМИ только обещают дать комментарии по данной ситуации.

Если рассматривать ситуацию в принципе, то нельзя не признать, что практически во всём мире принудительная эвакуация автотранспорта является общепринятым и необходимым инструментом в арсенале городских властей для поддержания необходимого порядка на городских улицах и площадях, рациональной организации движения автотранспорта. Последнее является особенно актуальным для Москвы, которая, согласно недавно опубликованным данным нидерландского производителя GPS-навигаторов компании TomTom, является мировым лидером по дорожным пробкам. По информации компании средний московский водитель проводит в пробках пять суток в году. В данной ситуации без эвакуации никак не обойтись, иначе движение в городе будет окончательно заблокировано неправильно запаркованными или просто кое-как брошенными автомобилями. С другой стороны, принудительная эвакуация не должна и не может быть единственным средством управления движением, снижения перегруженности дорог. Она может и должна приносить положительные результаты лишь в совокупности со всеми традиционными способами и методами: строительством новых и расширением существующих дорог и парковок, развитием общественного транспорта и др. И, конечно же, недопустимо, чтобы в ситуации, когда городу хронически не хватает огромного количества парковочных мест, эвакуация становилась бы из наказания источником прибыли.          

Что по этому поводу думают в ФАС, все мы узнаем уже очень скоро. В пресс-службе ведомства заявили, что решение по жалобе Вэскера будет принято "в начале следующей недели".

Андрей Терёхин, Ореанда-Новости

Читайте также:

ФАР проведёт автопробег в Москве в знак протеста

В "День без автомобиля" москвичи смогут купить проездные за полцены

Полисы ОСАГО и КАСКО могут совместить