ОРЕАНДА-НОВОСТИ  Победный исход августовского конфликта с Грузией предоставил военно-политическому руководству страны карт-бланш на проведение решительных реформ в сфере национальной обороны. Планируемые изменения должны затронуть сразу несколько важных направлений. В первую очередь - численность вооружённых сил, их организационно-штатную структуру, систему военно-учебных заведений и материально-финансовое обеспечение военнослужащих.

Безусловно, военная реформа давно назрела и просто необходима для поддержания обороноспособности государства в будущем. Военный аппарат России давно уже находится в далеко не лучшей форме. Это касается как боеспособности вооружённых сил в целом, так и социальной обстановки в них. Вооружение и военная техника представлены, в основном, образцами, доставшимися по наследству от Советской армии, чьё использование оправдывается лишь надёжностью советских разработок и прозорливостью их конструкторов. Система связи и компьютеризация уступают по уровню развития даже повсеместно используемой в быту технике. Тактика ведения боевых действий не претерпела изменений со времен Афганской войны. А о низком социальном статусе военнослужащих, общем падении дисциплины и множественных проявлениях неуставных отношений и коррупции знают даже далёкие от военных дел люди.

Но что же предлагают реформаторы, а главное (не вышло бы как по известному афоризму В.С.Черномырдина) - чем могут обернуться их начинания?

Наиболее радикальное изменение в организации вооружённых сил - переход от четырёхзвеньевой системы управления войсками (военный округ - армия - дивизия - полк) к трёхзвеньевой (военный округ - оперативное командование - бригада). Однако тут встаёт совершенно резонный вопрос о целесообразности подобных действий. Потому что невозможно модернизировать военную организацию государства, не имея чёткого представления, к каким войнам ей нужно готовиться, кто будет её вероятным противником, кто может стать союзником в войне и каковы пределы применения страной своей военной силы. Сначала следовало бы завершить редакцию военной доктрины и концепции национальной безопасности, а после этого уже планировать реформы. А без создания не эфемерных, а чётких и логичных системообразующих документов любая оптимизация обречена на провал.

Но для военных гораздо актуальнее вопрос грядущих сокращений в вооружённых силах. Как было заявлено, генералов сейчас 1107, а будет 886, полковников - 25 665, а будет 9114, майоров - 99 тыс., а будет 25 тыс., капитанов 90 тыс., а останется 40 тыс., зато количество лейтенантов, наоборот, увеличится с 50 до 60 тыс. Прапорщиков сначала собирались убрать полностью, но впоследствии решили их временно оставить, переведя на низшие старшинские должности, а из школ прапорщиков выпускать уже старшин. Чиновники в один голос заявляют, что это омолодит состав вооружённых сил, но тут возникает логическая неувязка. Дело в том, что определённой должности соответствует определённое воинское звание, но (в отличие от, скажем, РККА 20-х 30-х гг.) это не означает, что на майорской должности служит майор, а на капитанской - капитан. В нынешних условиях дефицита кадров нередко лейтенант оказывается на капитанской должности, а капитан - на должности подполковника. Особенно характерно это для ВВУЗов, научно-исследовательских и медицинских учреждений, органов управления и центрального аппарата вооружённых сил. А с учётом того, что наибольшим сокращениям подвергнутся именно эти подразделения, и сокращения будут проводиться именно по должностям, очень многие молодые офицеры покинут вооружённые силы. Впрочем, подобная перспектива реальна и для "строевых" частей. Так сокращения на Северном флоте могут затронуть большое количество офицеров в звании капитан-лейтенант и ниже. Подтверждением вышесказанного является сокращение большого числа курсантов выпускных курсов (прежде это было нечастым явлением) практически во всех высших военно-учебных заведениях, несмотря на заявленную потребность в большем числе лейтенантов.

Бывает и наоборот: офицер соглашается на нижестоящую должность, дабы не увольняться в запас, в ожидании получения жилплощади или по другим мотивам. И хотя авторы реформы намерены сократить офицеров, служащих сверх предельного срока, в первую очередь они уйдут в запас с гораздо меньшей охотой, нежели недавние выпускники военно-образовательных заведений.

Самой же болезненной для армии и флота может стать реформа системы подготовки офицерских кадров. Перевод образовательных учреждений из Москвы, Санкт- Петербурга или Новосибирска в небольшие провинциальные города полностью разрушит эту систему. Большая часть профессорско-преподавательского состава попросту откажется оставлять крупные города. Не секрет, что многие из преподавателей ведут занятия и в других ВУЗах, поскольку ставки ВВУЗа им явно не достаточно. И, в случае необходимости сделать выбор, они сделают его в пользу родного города с большими возможностями. Помимо этого, каждый из них понимает, что, оставляя крупный город, он также теряет связь с научным центром, а это важно как для повышения квалификации преподавателя, так и для приобретения научной базы курсантами. Не говоря уже о бытовых условиях, потере традиций и проч. Ну и главное: перевод ВВУЗов в провинцию маргинализирует будущее офицерство. Если пока для многих молодых людей из глубинки поступление в ВВУЗ - это реальный шанс перебраться в крупный город с его перспективами, то вывод оттуда военных училищ и академий лишает их всякого стимула. Что уж говорить о москвичах и петербуржцах. И если вопрос повышения денежного содержания или изменения численности военнослужащих может быть решён, при благоприятных условиях, в достаточно короткие сроки, то на исправления последствий реформы военного образования могут потребоваться десятилетия.

В качестве "пряника" военнослужащим было обещано повышение денежного довольствия, однако, и здесь не всё так гладко. С одной стороны, отказ от способа начисления денежного содержания в виде множества компенсаций и надбавок к весьма небольшому окладу и возвращение к способу, при котором основу составляют оклад по должности и по званию - это давно назревшее и одобряемое всеми решение. Поскольку именно эти статьи принимаются в расчет при начислении пенсий, страховых и многих других выплат. Но инициаторы реформ видят главный материальный стимул для людей в погонах в системе премирования отдельных отличившихся офицеров (о чем и был издан приказ МО №400). Согласно заявлениям представителей министерства обороны, зарплата лейтенанта с учётом такой премии может составить 50, а то и 70 тыс. руб. Но получать премию будут далеко не все. Кандидатуры будут рассматриваться специальной комиссией, а её утверждение зависит не столько от результатов работы претендента, сколько от того, в каком именно подразделении он служит ("профильным" подразделениям отводится больший процент награждаемых в одинаковых должностных категориях, нежели подразделениям обеспечения), а также от того, насколько его результаты лучше, нежели у ближайших коллег в той же части. Как заявили в министерстве, это нововведение должно внести элемент здоровой конкуренции в войска. Конкуренцию! Туда, где веками воспитывали боевое товарищество и взаимовыручку! Неудивительно, что многие офицеры весьма скептически отнеслись к такой инициативе. Помимо указанных, она содержит в себе ещё ряд пунктов, заставляющих сомневаться в справедливости такой системы награждений. В частности, на премию не могут рассчитывать офицеры, превысившие предельный срок службы, но полностью исполняющие свои обязанности. Но самое очевидное замечание - подобная система всячески располагает к росту коррупции и распределению премий по принципу личной преданности командиру. Результатом этой инициативы могут с высокой долей вероятности стать разлад в коллективе, обида и исполнение обойденными своих обязанностей спустя рукава, а также разочарование в службе.

Таким образом, очередная военная реформа, направленная на формирование "нового облика" вооружённых сил, может пойти совсем не так, как это видит военное руководство. Попытка повышения эффективности системы управления войсками может провалиться, как ранее - мёртворожденная концепция создания региональных командований, система военного образования вместо оптимизации может вообще разрушиться полностью, а офицерские ряды под удобным предлогом и с большей охотой  станут покидать именно молодые офицеры. И судя по тому, что модернизация вооружения происходит черепашьими темпами, похоже, в бой опять пойдут одни старики.

Юрис Ганс, Ореанда-Новости

Великие дела патриарха

Кризис наносит удар по "серому" импорту

ЛУКОЙЛ: шаг вперёд или назад?

ФИНАНСОВАЯ СВОДКА на 13.00: на рынках - нейтральный внешний фон