ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Россия славится своими монополиями - это ни для кого не секрет. У каждого на слуху "Газпром" и "РЖД", действия которых не могут оставить безразличным любого, пусть даже самого среднестатистического и в меру аполитичного россиянина.

Очередной всплеск негодования ожидается в случае, если РЖД поднимет штраф за безбилетный проезд со 100 руб. до 2,3 тыс. руб. Оно и понятно, сумма в глазах пользователей услуг данной компании действительно впечатляющая. И дело даже не столько в самой сумме, хотя и в ней, конечно, тоже, сколько в том, что РЖД пытаются сложить на плечи граждан проблему своего менеджмента.

Начальник департамента пассажирских сообщений компании РЖД Геннадий Верховых 25 августа 2010 года сообщил, что штраф за безбилетный проезд планируется сделать "европейским", то есть 60 евро (2,3 тыс. руб.). По его словам, именно столько берут с "зайцев" в Германии и Швейцарии.

Ладно, возьмём, для примера, Германию, только всерьёз, не только со штрафами, но и с качеством услуг. Стоимость билетов на железнодорожные перевозки в Германии считается одной из самых высоких в Европе: билеты там стоят действительно дорого - от Берлина до Франкфурта-на-Майне (почти 600 км) придётся заплатить около 3,5 тыс. руб. Но ... такую сумму практически никто не платит из-за огромного количества льгот и бонусов. Так, при покупке билета заранее "туда и обратно" можно сэкономить до 50%. А специальный безлимитный проездной на 3 дня обойдётся примерно в 5,5 тыс. руб. Плюс к этому добавьте скидки в 50% для студентов, пенсионеров. Также во многих европейских странах существуют "молодёжные" скидки - если вам меньше 27 лет, независимо от того, студент вы или нет, являетесь гражданином этой страны или же просто турист - вам предоставляется скидка 50%. Плюс сезонные скидки, скидки при покупке через интернет и многое другое, что реально позволяет купить билет порой в три раза дешевле. Есть ли такие скидки у РЖД?

Европейский штраф в 60 евро – это штраф, который включает и стоимость проезда. И если вы едете от Берлина до Франкфурта "зайцем", с вас потребуют только 60 евро.

Да, в Европе действительно не принято ездить "зайцем", но, в первую очередь, потому что пассажиру даже в третьем классе обеспечен более высокий уровень комфорта, и только во вторую, или даже в третью очередь, в Европе не принято ездить "зайцем" из-за высоких штрафов.

В бывшей союзной Литве стоимость билета в первом классе примерно эквивалентна российскому билету в самой обычной электричке. Но если в Литве вас проводят на второй этаж комфортного поезда, с кондиционерами, со столиками, мягкими креслами и прочими удобствами, если в Литве вам предложат выпить чашечку кофе в дороге, то в подмосковную электричку вас втолкнёт толпа, жаждущая занять последние свободные места, представляющие собой, как правило, деревянные трёхместные сидения, где люди прижимаются друг к другу зимой, потому что холодно, и мучаются от жары летом, потому что кондиционеров нет.

И ещё один момент, демонстрирующий завышенность "европейских" штрафов в России. Если верить Росстату, средняя зарплата в России 20 тыс. руб. Соответственно, уже сегодня, если в среднем проездной на месяц стоит около 2 тыс. руб., то получается, что два дня в месяц человек работает только на РЖД. В будущем, с введением новых штрафов, поездка без билета - это ещё два рабочих дня "коту под хвост".

И вот ещё что интересно, сейчас РЖД активно ставит турникеты при входе и выходе на платформы. НО, во-первых, есть они далеко не везде. Поэтому человек может просто не успеть купить билет на электричку. Во-вторых, на многих не очень крупных станциях билетные кассы не работают по три дня в неделю, а закрываются, порой, в 18.00. Таким образом, человеку, решившему воспользоваться услугами РЖД вечером, или в выходной день с остановки, где закрылась билетная касса, придётся отдать за проезд свыше 2,3 тыс. руб.

При этом пассажиры небезосновательно жалуются на:

- отсутствие минимального комфорта в виде туалета, удобных сидений, нормальной системы отопления и кондиционирования;
- постоянные изменения в расписания движения пригородных поездов, заставляющие людей длительное время ожидать поезда в тесных и не отапливаемых залах вокзалов;
- завышенные цены на проезд. Последнее повышение тарифов было в начале 2010 года - цены на билеты возросли на 12%. А поездки на электричке по Москве - на 18%. Тарифы суммировались, что привело к минимальной стоимости билета в 42,5 руб. для пассажиров, даже если они проезжали всего 1 остановку. Одно из обществ защиты прав потребителей подало против РЖД судебный иск. 2 февраля 2010 года представители РЖД, правительства Москвы и Московской области договорились вернуться с 6 февраля 2010 года к прежней системе расчёта оплаты за проезд в электричках между Москвой и Подмосковьем. Однако размер повышения тарифов оставлен на прежнем уровне - около 18%;
- перронный контроль на станциях и остановочных пунктах, который действующим законодательством не предусмотрен;
- 6 субъектов РФ не имеют полноценной сети железных дорог. Среди таких субъектов можно, например, выделить республику Саха (Якутия) и Чукотский автономный округ;
- неудобное изменение расписания пригородных электричек для жителей небольших станций, через которые проносится скоростной "Сапсан".

ФАС пока реагирует тем, что:

- 13 августа 2010 года антимонопльщики оштрафовали РЖД на 68 млн руб. за несогласованное с пассажиром включение стоимости белья в стоимость билета на поезда дальнего следования.
- 31 августа 2010 года состоится ещё одно слушание ФАС к РЖД. ОАО "Первая грузовая компания" ("дочка" РЖД) навязывает невыгодные условия договоров на выполнение работ по подготовке вагонов-цистерн под налив нефтепродуктов и под проведение всех видов ремонтов на промывочно-пропарочных станциях.
- РЖД заключила договор об услугах на техобслуживание своих производственно-ремонтных и сервисных центров с фирмой, с которой был заранее установлен договор.
- В декабре 2009 года ФАС по Белгородской области оштрафовала РЖД на 2,54 млрд руб. за отказ в заключении договора с исправительной колонией № 7 города Валуйки Белгородской области.

Тем временем, по словам директора РЖД Владимира Якунина, в 2010 году компнаия ожидает убыток от пригородных перевозок в размере 32-34 млрд руб., ранее РЖД приводили цифру в размере 30 млрд руб. В 2009 году эта сумма составила 33 млрд руб. Но уже на 2011 год РЖД озвучивает размеры своих убытков от перевозок по пригородным направлениям до 40 млрд руб. В общем, суммы получаются разные, плюс, что интересно, приводя планируемые суммы убытков, пассажирам как бы предлагают за них заплатить.

И люди платят, ведь несмотря на такие убытки и немалые штрафы от ФАС, РЖД по-прежнему является спонсором ФК "Локомотив", Олимпиады в Сочи, проводит Кубок РЖД, а Владимир Якунин занимается щедрой благотворительностью.

Артур Кузнецов, Ореанда-Новости

Читайте также:

В плену у пробок

Калининградская аномалия

Блэкаут по-питерски

Наш суд самый гуманный в мире?

Августовский путч 1991 года: невыученные уроки прошлого