ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Ещё один водный путь, соединяющий Атлантический и Тихий океаны и являющийся альтернативой Панамскому каналу, может вскоре появиться на картах мира. Что это: реально осуществимый мегапроект или грандиозное надувательство? 

В конце минувшей недели интересная новость пришла из Латинской Америки. Громкое совместное заявление сделали для прессы представители никарагуанских властей и гонконгской компании HK Nicaragua Canal Development Investment. Они пообещали, что в декабре текущего года в Никарагуа начнётся строительство межокеанского канала, который свяжет Атлантический и Тихий океаны, став альтернативой Панамскому каналу.

Озвученные сторонами технические характеристики будущего сооружения (глубина: 22 м, ширина: 20 м, длина: 286 км), получившего официальное название Большой межокеанский канал (БМК),  делают его одним из крупнейших проектов как текущего столетия, так и предыдущих эпох в истории человечества. Это будет самый длинный морской канал в мире (длина Суэцкого канала составляет 172 км; Панамского – 82 км). Превосходя Панамский канал по всем параметрам, БМК сможет пропускать суда тоннажем до 270 тыс. тонн, что вдвое превышает максимальный тоннаж судна, способного пройти традиционным путём. И это с учётом модернизации Панамского канала стоимостью 5,2 млрд долларов, запланированной на 2016 год. Уже сейчас в мире построено 900 судов, чей тоннаж превышает максимально допустимые для Панамского канала 130 тыс. тонн. Ожидается, что к 2024 году – планируемой дате завершения строительства – количество таких судов утроится. По мнению экспертов, Никарагуанский канал сразу после запуска сможет захватить примерно 4,5-5% всего мирового товарооборота. Ложкой дёгтя в данной ситуации является стоимость строительства, уже окрещённого журналистами мегапроектом XXI века. Она составляет фантастическую для Никарагуа сумму 40 млрд долларов (годовой ВВП страны меньше в пять раз).    

Именно поэтому осуществлять строительство будет гонконгская компания, которая получила не только концессию на постройку, но и право на управление каналом сроком на 50 лет (с правом продления ещё на 50 лет). По проекту, помимо собственно канала, на океанских побережьях будут построены два порта для обслуживания крупных судов, два аэропорта, две зоны свободной торговли, трубопровод и железная дорога. Как отмечают эксперты, китайцы намерены существенно облегчить себе работу максимально задействовав существующие водные пути – озеро Никарагуа и русла судоходных рек. Согласно наиболее вероятному варианту прокладки канала, его придётся прорывать всего лишь на протяжении 45 км. При этом по маршруту нет крутых гор, а вынутый грунт можно будет использовать для постройки плотин и запруд. За право эксплуатации созданной инфраструктуры управляющая компания будет выплачивать правительству страны по 10 млн долларов в год в течение первых десяти лет с момента запуска канала (всего 100 млн долларов). Затем китайцы обещают делиться с местными властями доходами от эксплуатации в размере 1% на начальном этапе с последовательным увеличением суммы выплат до 99%. Кроме этого, инвесторы передадут по похожей схеме акции эксплуатирующей организации - от 1 до 99%. Таким образом, уже через 50 лет Никарагуа получит в своё распоряжение 51% концессии, а еще через 50 лет станет полноправным собственником канала. Впрочем, и на этапе строительства никарагуанцы тоже не останутся в накладе. Согласно расчётам, стройка даст работу одному миллиону жителей (то есть каждому пятому). После начала функционирования канал будет обеспечивать работой 40 тыс. никарагуанцев и почти в два раза увеличит ВВП страны, которая сейчас по уровню бедности уступает лишь Гаити. 

Несмотря на столь радужные перспективы у проекта БМК хватает противников. Первыми тревогу забили никарагуанские и международные экологические организации, которые опасаются нанесения непоправимого ущерба окружающей среде и, в первую очередь, уникальному по своим характеристикам озеру Никарагуа. Это единственный в мире водоём, где водятся серые (бычьи) акулы и пилорылые скаты (рыба-пила). По существующим законам страны озеро рассматривается как "национальный резервуар питьевой воды и приоритетный объект национальной безопасности". В случае его загрязнения могут лишиться нормального орошения 600 тыс. га плодородных земель.

Впрочем, скептики среди экспертов призывают экологов не волноваться понапрасну. По их мнению, разрекламированный проект является, всё же, в первую очередь, пиар-кампанией. Известно, что компания-проектировщик была создана 20 августа 2012 г. Она зарегистрирована в Гонконге с уставным капиталом 64 тыс. долларов. Глава и единственный владелец компании Ван Цзинь является руководителем телекоммуникационной компании Xinwei, которая не имеет опыта реализации крупных инфраструктурных проектов. 

Так что же, проект БМК обречён на неудачу? Не будем торопиться с поспешными выводами. Уже совсем скоро мы узнаем, чем в действительности являются планы постройки Никарагуанского канала: мегапроектом или мегааферой XXI века.

Андрей Терёхин, Ореанда-Новости

Читайте также:

Топ-5 главных событий 2014 года в России

Граждане, возите пасту в чемоданах. Новые запреты в аэропортах

Контртеррористические меры: по Ставрополью прокатилась серия убийств