ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Тратить эффективно, закупать экономно, возить бюджетно порекомендовали аудиторы Счётной палаты "Аэрофлоту". Поможет ли это нашему национальному перевозчику  сделать цены на авиабилеты приемлемыми для большинства россиян?   

В начале минувшей недели Счётная палата Российской Федерации разместила на своём сайте сообщение о результатах "Проверки финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Аэрофлот – российские авиалинии" за 2010-2011 годы и 9 месяцев 2012 года". Отчёт о проверке российского национального авиаперевозчика представил аудитор Сергей Рябухин. По мнению ведомства Сергея Степашина, у "Аэрофлота" в наличии проблемы во всех сферах, подвергшихся проверке: финансово-хозяйственной деятельности, ценообразовании на перевозки, а также эффективности участия государства в управлении его деятельностью. Основные претензии аудиторов заключались в следующем: высокая стоимость перевозок по сравнению с другими авиаперевозчиками и, как следствие, дорогие авиабилеты; наличие "большого объёма неэффективных затрат" как результат принятия советом директоров экономически неэффективных решений (на 13,9 млрд руб.); ухудшение финансово-экономических показателей (падение прибыли за 2012 г. на 66% и рост операционных расходов в 1,6 раза - до 2,1 млрд долларов). Аудиторы Счётной палаты отыскали нарушения, связанные с приобретением, реализацией услуг и товаров, примерно на 8,5 млрд руб., неэффективными расходами по привлечению кредитных ресурсов и вложению в дочернюю компанию "Аэрофлот-финанс" - на 4 млрд руб., сделками по продаже и обратному выкупу товарных знаков – на 1,5 млрд руб. С учётом вышеизложенного, Счётная палата сделала тревожный вывод о том, что "без учёта доходов, полученных от иностранных авиаперевозчиков в виде компенсационных платежей за упущенную коммерческую выгоду от пролётов над территорией России деятельность "Аэрофлота" в 2010-2011 годах была бы убыточна".        

Счётная палата направила результаты поверки в Совет Федерации. В минувшую пятницу Сергей Рябухин выступил там по данному вопросу на заседании комитета по регламенту и организации парламентской деятельности и, достаточно неожиданно, сенаторы поддержали аудиторов, выступив с резкой критикой авиакомпании. Оказалось, что, поскольку сенаторы очень часто летают по стране, то "львиная доля расходов Совета Федерации падает именно на авиабилеты", - заявил председатель комитета Совфеда Вадим Тюльпанов. По его словам, билет бизнес-класса Москва-Нью-Йорк стоит 83 тыс. руб., а билет Москва-Санкт-Петербург - 60 тыс. руб. Журналисты отечественных СМИ провели небольшое расследование и получили следующие результаты: на минувший вторник билеты в Санкт-Петербург у "Аэрофлота" стоили от 3729 руб. ("Трансаэро" - от 2932 руб., "Сибирь" - от 3479 руб.); билеты в Париж – от 27797 руб. ("Трансаэро" - от 9921 руб., французская Aigle Azur – от 10115 руб.). Впрочем, эти данные не стали открытием для россиян, которые уже длительное время выражают на различных Интернет-форумах и в блогах своё недовольство ценовой политикой "Аэрофлота", которая зачастую выглядит просто неприличной, особенно при сравнении цен на билеты на сопоставимые маршруты у "Аэрофлота" и различных зарубежных низкобюджетных авиаперевозчиков – лоукостеров (Wizz Air, Ryanair и др.).

Неслучайно поэтому, аудиторы СП рекомендовали "Аэрофлоту" (а сенаторы поддержали это предложение) развивать сегмент низкобюджетных перевозок в качестве одного из мероприятий по оптимизации стоимости авиабилетов. По мнению СП, "Аэрофлот" имеет существенные резервы для удешевления своих билеты за счёт отказа от неэффективных затрат, снижения затрат на горюче-смазочные материалы. Аудиторы отметили, среди прочего, что расходы на ГСМ составляют треть стоимости авиаперевозок, однако конкуренция среди топливозаправочных комплексов (ТЗК) в аэропортах является недостаточной. К аудиторскому списку резервов "Аэрофлота" можно было бы, думается, добавить и многомиллионный (в фунтах стерлингов) спонсорский контракт авиакомпании с британским футбольным клубом "Манчестер Юнайтед", начинающий действовать с лета 2013 г. Особенно интересным в данной связи является наличие у "МЮ" контракта с конкурентом "Аэрофлота" на международном рынке – компанией Turkish Airlines. Английская пресса пишет, что футболисты "Манчестера" будут летать самолётами "Аэрофлота" только в случае поездки в Россию. Между тем, в РФ авиакомпания регулярно спонсирует ФК ЦСКА (стоимость контракта на сезон 2012-2013 годов – 9 млн долларов), помогает с финансированием Олимпиады, проекта "Сколково" и др.

Реакция "Аэрофлота" на отчёт СП не заставила себя долго ждать. В минувший вторник на сайте авиакомпании было размещено информсообщение, опровергающее практически все выводы Счётной палаты. В частности, "у руководства авиакомпании вызывает непонимание отнесение рекламных и административных расходов компании к неэффективным тратам", поскольку на собственно рекламу уходит 0,6% от выручки от реализации ("конкуренты в Европе и Америке на рекламу направляют до 3% выручки). Отметив как свой успех такой операционный показатель как процент занятости кресел на уровне 77,9% (8-е место в Европе), в отношении отчёта СП в целом "Аэрофлот" отметил, что "по некоторым позициям документа были сделаны некорректные выводы, не учитывающие специфику авиационной отрасли".  На обсуждении в комитете Совета Федерации глава компании Виталий Савельев дал разъяснения сенаторам относительно того, как сам "Аэрофлот" понимает эту специфику. Оказалось, что "Аэрофлот" готов приступить к созданию национального лоукостера. "Мы разработали концепцию создания национального лоукостера, нам не надо на это денег, и появление такой компании приведёт к существенному удешевлению цен на билеты. Единственное, что для этого необходимо, - это принятие соответствующей законодательной базы. Нам надо снять ограничения в вопросе лоукостеров, что поставит нас в равные условия с мировыми компаниями", - заявил г-н Савельев. В переводе с "менеджерского" языка на обыкновенный это означает, что "Аэрофлот" активно лоббирует ведение правил, снижающих издержки за счёт ухудшения сервиса и ужесточения условий для авиапассажиров (введение невозвратных билетов, уменьшение норм провоза бесплатного багажа, отмена питания на борту и пр.). Ранее топ-менеджеры компании заявляли, что после внесения изменений в авиационные правила "Аэрофлот" готов создать лоукостер на базе одной из дочерних компаний или в форме нового дочернего общества буквально в течение полугода-года.

Дискуссия в Совете Федерации закончилась тем, что сенаторы решили попросить ещё и ФАС проверить "Аэрофлот", а также вернуться к данному вопросу ещё раз осенью, чтобы посмотреть, какие выводы сделал "Аэрофлот" из результатов проверки СП. Думается, что эту полугодовую паузу следует использовать для интенсификации работы по привлечению в Россию иностранных лоукостеров. Как известно, в марте 2013 г. на российский рынок пришла компания EasyJet (пассажирооборот в Европе – 58,4 млн человек), в начале апреля – Blu-express (маршрут "Домодедово" - Рим), а один из крупнейших в Европе лоукостер Wizz Air объявил о намерении создать дочернюю компанию, которая планирует начать перелёты уже в 2014 г.

Хочется надеяться, что зарождающаяся конкурентная среда умерит аппетиты авиаперевозчиков и поспособствует снижению цен на билеты в преддверии так долго ожидавшегося россиянами нового летнего сезона каникул и отпусков.              

Андрей Терёхин, Ореанда-Новости

Читайте также:

ЦЕНЫ 2013: подорожали авиабилеты

Счётная палата признала "Роснано" неэффективной компанией

Закрытое небо: "Кубань" и "АэроСвит" сложили крылья