ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Президент "АвтоВАЗа" Бу Андерссон, вступивший в эту должность несколько дней назад, начал своё руководство предприятием с сокращения персонала. В четверг пресс-служба крупнейшего российского завода по производству легковых автомобилей заявила, что в текущем году рабочих мест лишатся 7,5 тысяч человек. Сокращения будут производиться в рамках реализации плана по улучшению экономического состояния предприятия, в том числе по оптимизации затрат на персонал. Эксперты решение руководства "АвтоВАЗа" оценили позитивно. По их мнению, если затраты завода не оптимизировать, он не сможет конкурировать с зарубежными коллегами даже на российском рынке.

В пресс-службе "АвтоВАЗа" пояснили, что в число 7,5 тысяч сотрудников предприятия, которых ждёт сокращение, входят 5 тысяч рабочих и 2,5 тысячи руководителей, специалистов и служащих. Все они будут уволены "в рамках реализации мероприятий по повышению производительности труда".

Президент компании Бу Андерссон заявил, что на "АвтоВАЗе" разработан комплекс неотложных мер для улучшения экономики предприятия, который состоит из более чем 120 мероприятий. Они касаются корректировки производственной программы, контроля и регулирования запасов продукции, работы с оборотным капиталом, работы с дилерами, работы по снижению закупочных цен, сокращению общих затрат, включая оптимизацию затрат на персонал. Новый глава завода подчеркнул, что все эти изменения преследуют, в первую очередь, обеспечение устойчивой прибыльности компании.

На предприятии между тем отметили, что сотрудникам, попавшим под сокращение, будут предлагать перейти на позиции, по которым открыты вакансии. Если таковых не будет, то увольнять работника будут в полном соответствии с Трудовым кодексом, то есть выплачивать все компенсации и так далее.

В третьем квартале прошлого года, согласно отчётности "АвтоВАЗа", средняя численность работников предприятия составляла чуть больше 67 тысяч человек. Сейчас, по неофициальным данным, на заводе работают порядка 66,5 тысяч человек. Таким образом, сокращения коснутся практически каждого девятого работника предприятия.
Глава официального профсоюза "АвтоВАЗа" Сергей Зайцев отметил, что сотрудники неодобрительно относятся к идее сокращения штатов, но давно знают о них и готовы к ним. По его словам, говорить о сокращении не совсем правильно, поскольку речь идёт о нормативе численности, который устанавливается ежегодно специальным приказом.

"Мы знали, что такой приказ готовится, и там будет снижение по отношению к нынешнему, существующему нормативу. Об этом знали многие работники", - сообщил Зайцев.

При этом в независимом профсоюзе работников "АвтоВАЗа" "Единство" заявили, что о планах сокращения персонала их никто не уведомлял.

"Мы хотели бы понять причины таких сокращений. Если руководители пойдут с нами на диалог по этому вопросу, то будем обсуждать", - сказал глава профсоюза Пётр Золотарёв.

Напомним, Бу Андерссон сменил на посту главы "АвтоВАЗа" Игоря Комарова, который осенью прошлого года был назначен замглавы государственной корпорации Роскосмос. Шведский топ-менеджер ранее возглавлял "группу ГАЗ", где также зарекомендовал себя как жёсткий управленец. При нём с предприятий, входящих в группу, были уволены порядка 50 тыс. человек. На этом фоне сокращения в "АвтоВАЗе" выглядят куда менее масштабными.

Эксперты отнеслись к решению нового руководителя предприятия позитивно. По мнению аналитика финансовой компании AForex Нарека Авакяна, производительность труда на заводе почти в шесть тысяч раз ниже, чем у концерна GM или Toyota. Для успешной конкуренции с иностранными компаниями на авторынке нужно увеличивать, в первую очередь, производительность труда, убеждён эксперт. Он считает, что сокращения приведут к увеличению конкуренции за рабочие места, что повысит мотивацию сотрудников, а значит и эффективность их труда.

С экспертом согласен глава Торгово-промышленной палаты Самарской области Валерий Фомичев. Он подчеркнул, что у рабочих завода, которые будут сокращены, вряд ли возникнут проблемы с трудоустройством, поскольку в Тольятти строятся технопарк "Жигулёвская долина" и особая экономическая зона.

Даниил Привольнов, Ореанда-Новости