ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) признала ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (ЗАО «КТСП») нарушившим законодательство о защите конкуренции путём установления и поддержания с 1 января 2015 года монопольно высоких цен на услуги по погрузке и выгрузке контейнеров в морском порту Санкт-Петербург. Компании будет выдано предписание об устранении нарушений.

Комиссия ФАС России установила, что группа лиц в составе структур UCL Holdings и Global Ports занимают коллективное доминирующее положение на рынке перевалки контейнерных грузов в Санкт-Петербурге. Кроме того, КТСП является субъектом естественной монополии, что в силу действующего законодательства, является подтверждением доминирующего положения организации на рынке.

Тарифы на перевалку грузов в контейнерах устанавливались в долларах США и существенно выросли с 2014 года как в долларовом, так и в рублевом выражениях.

«В абсолютном выражении тарифы, самостоятельно устанавливаемые стивидорными компаниями в порту Санкт-Петербург, превышают уровень тарифов на аналогичные услуги, действующие в сопоставимых зарубежных портах. Таким образом действия стивидоров могли нивелировать усилия государства по привлечению грузов в российские порты и развитию конкурентоспособности российских транспортно-логистических маршрутов», - отметил председатель комиссии, заместитель руководителя ФАС России Александр Редько.

Повышение тарифов на перевалку контейнеров ставит под угрозу работу, проводимую ОАО «РЖД» по привлечению грузов и развитию транзита за счет предоставления скидок. Фактически скидки, выдаваемые ОАО «РЖД», были нивелированы повышением цен на услуги в портах. Сложившаяся ценовая диспропорция, по мнению ФАС, могла негативно повлиять на эффективность мер государственной поддержки российского экспорта, в том числе продукции отечественного машиностроения и иной продукции с высокой добавочной стоимостью, перевозимой в контейнерах.

Комиссия также установила, что услуги по перевалке грузов в порту Санкт-Петербурга нередко доступны потребителям только при заключении договоров с определёнными морскими линиями.

«В рамках дела выяснилось, что у грузоотправителей практически отсутствует возможность заключать прямые договоры со стивидором на услуги в порту. Сложившаяся практика работы стивидоров и морских линий с грузами в контейнерах вызывает вопросы и будет дополнительно проанализирована на предмет нарушения антимонопольного законодательства», - заявил Александр Редько.

Кроме того, изучив полученные материалы, ФАС обратила внимание на низкие ставки аренды, по которым государственная портовая инфраструктура передается в пользование частным компаниям. По мнению ФАС такая политика может не соответствовать интересам государства, приводить к снижению доходов, получаемых бюджетом от использования такого имущества. ФАС России намерена дополнительно проработать меры по повышению арендной платы до справедливого рыночного уровня вместе с заинтересованными органами исполнительной власти.

Полный текст решений и предписания будет опубликован в течение 10 рабочих дней.