ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Государственный музей А.С. Пушкина и галерея "Ковчег" представляют выставку "1921 и другие годы". Вернисаж состоится 19 октября 2011 г. в 17.00 в Выставочных залах Государственного музея А. С. Пушкина.

На выставке будут представлены живопись и графика малоизвестных художниц начала ХХ века Надежды и Евгении Погоняловых и Марии Владимировой.

Сёстры Погоняловы когда-то жили в Петербурге, на Большой Морской. Дача в Келомякки, шляпный "Салон мадам Погоняловой" в Гавани... До семнадцати-восемнадцати лет Женя и Надя рисованием не увлекались. Страсть к работе акварелью пробудилась во многом благодаря кинематографу – пленительным лентам с Верой Холодной и Лилиан Гиш, Иваном Мозжухиным и Рудольфо Валентино. Сказалось и то, что мама Жени и Нади, Елена Петровна, известная в Петербурге модистка, сумела передать дочерям интерес и внимательное отношение к костюму, обуви, причёскам. Все это, помноженное на девическое воображение, любовь к литературе и изящным искусствам, а также несомненные природные способности барышень дали такой удивительный результат, вызывающий восторг и какую-то светлую грусть даже много лет спустя. Сестры, увы, не стали профессиональными художниками, последние их рисунки датированы 1927 годом. Жизнь пошла совсем не так, как им мечталось: рабочие будни и тяжёлые испытания - годы за чертёжной доской, ленинградская блокада… Но до конца жизни любили они разглядывать свои рисунки, каждый раз воскрешая в памяти дни молодости.

У Марии Владимировой, также взявшейся за карандаш и кисть лишь с приходом нэпа, был свой вдохновитель - младший брат её матери художник Георгий Ечеистов. В 1919-1921 Манюра, как звали Марию в семье, была частым гостем в квартире, которую он делил с художником Георгием Щетининым. Здесь - очевидно, под их руководством - она создавала рисунки, используя зачастую бумагу, на которой стояла печать МАСТАРЧУВ. Можно сказать, это была печать времени: "Артель чувствующих и мастерская чувств" - так называлось маленькое творческое объединение, состоявшее поначалу всего лишь из двух художников - Ечеистова и Щетинина.

Мария Николаевна Владимирова тоже не стала профессиональной художницей, получить "системное" художественное образование ей не удалось. Однако, жизнь её была всё же связана с тем, что она любила и могла делать - с 1930-х Владимирова трудилась в "Союзфильме" ("Союзмультфильме"). Девические же работы Марии Владимировой (творческий архив Владимировой содержит полторы сотни графических работ 20-х годов) семья Ечеистовых обнаружила в домашнем архиве только около года назад.