ОРЕАНДА-НОВОСТИ.  Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, Французский культурный центр в России, Центр современной музыки (Москва) и ансамбль "Студия новой музыки" представляют проект "Спектры времени". "Французская музыка сегодня".

Участие в проекте принимают крупнейшие французские композиторы. Три концерта и три творческие встречи - с Тристаном Мюраем, Филиппом Леру и студиями электронной музыки GRAME (Леон) и CIRM (Ницца) - очерчивают неповторимый облик современной французской музыки сегодняшнего дня. Эти музыкальные события призваны выстроить основную парадигму музыкальной Франции, краеугольные камни которой были заложены ещё 30 лет назад: отказ от структурализма в духе Булеза, всестороннее исследование звука как отдельного феномена (преимущественно средствами современных компьютерных технологий), и, как следствие, преодоление ясной, тончайше нюансированной музыкальной красочности над строгой графикой авангарда середины века.

Тристан МЮРАЙ, один из основателей и теоретиков спектральной школы, уже приезжал в Москву в 2005 году, что стало одним из значительнейших музыкальных событий сезона. Электронная студия GRAME, представляющая компьютерный, наукоемкий "бэкграунд" современного искусства, всё чаще выходящий на первый план, также находится в постоянном сотрудничестве с музыкантами из России. Филипп Леру, один из ведущих композиторов-постспектралистов, посещает столицу впервые.


Вырвавшись в середине 1970-х годов из жёстких, рациональных рамок сериального письма, культивировавшегося Булезом, Мюрай и композиторы группы LItineraire обратились и к иным измерениям звука, и к другому пласту многовековой французской культурной традиции. "Музыкальный язык привязывается теперь к глубокой разработке феномена звука во всей его сложности как гармонической, так и негармонической. С этого времени можно сказать, что композиторы LItineraire, благодаря своей хорошо оборудованной исследовательской лаборатории, входят в свою работу над произведением, как скульпторы, работающие со звуками" (LItineraire, се sera demain - "Маршрут, предстоящий завтра"). Образуемые каждым конкретным звуком (не обязательно взятым на скрипке, виолончели или кларнете, но и на таких экзотических инструментах, как псалтирь библейских времён или тибетская труба) гармонические и негармонические обертоны тщательно исследуются композитором с помощью компьютера и служат "строительным материалом" для создания протяжённых партитур, бесконечно разнообразных. Ведь подобно тому, как нет людей с одинаковым рисунком линий на ладони, как нет звёзд с одинаковым спектром, так нет и звуков в окружающем нас мире, чьи спектры, иногда слышимые, иногда неслышимые "невооружённым ухом", совпадали бы. Несмотря на "машинное" происхождение такого спектра, разворачивается он перед слушателями в звучании обычных европейских инструментов, чьи звуковые возможности, однако, расширены не совсем привычными способами звукоизвлечения; "живые" звуки часто сочетаются с электронным звучанием. Таким образом, звук живёт в своих, природой заданных рамках, путешествуя при этом из одного состояния в другое.

На новом этапе композиторского письма Мюрай следует истинно французской традиции, соединив в своих открытиях скрупулезную аналитичность Рамо, создавшего привычную ныне, школьную гармоническую систему "на природных (т.е. физических) основаниях", выводя все аккорды и их иерархию из свойств основного тона, и преклонение перед красотой каждого отдельного звука, свойственное гению музыкального импрессионизма - Дебюсси. В компьютерную эпоху в условиях растущей глобализации Мюрай проявляет себя художником истинно французского духа, соединяя рациональность и красоту.

                                                                                                                                                                         Фёдор Софронов, Вера Серебрякова.

Лист событий проекта "СПЕКТРЫ ВРЕМЕНИ"

12 сентября 2012 года (среда, 19.00, Рахманиновский зал Консерватории) - Филипп Леру. Концерт-портрет.
Вход свободный.

19 сентября 2012 года (среда, 12.00, Конференц-зал консерватории) - творческая встреча с Тристаном МЮРАЕМ (Франция)

20 сентября 2012 года (четверг, 12.00, Конференц-зал консерватории) - мастер-класс
Тристана МЮРАЯ (Франция).

21 сентября 2012 года (пятница, 19.00, Рахманиновский зал консерватории) - концерт 2.
Исполнители:
- Марина РУБИНШТЕЙН (флейта);
- Мона ХАБА (фортепиано);
В концерте принимает участие ансамбль "Студия новой музыки". Дирижёр - Игорь ДРОНОВ
В программе: МЮРАЙ
- "Тринадцать цветов заходящего солнца" для 5 инструментов (1978)
- "La Mandragore" для фортепиано (1993)
- "Lachrymae" для флейты и струнного квинтета (2011)
- "Seven Lakes Drive" для ансамбля (2006)
- "Le fou a pattes bleues" для флейты и фортепиано (1990)
- "Pour adoucir le cours du temps" для камерного оркестра и электроники (2005)
Вход свободный.

5 декабря 2012 года (среда,19.00) - "Les espaces electroniques" (мультимедийный проект совместно со студиями электронной музыки GRAME и CIRM).

Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского.