ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 26, 27 декабря и 24 января Мариинский театр представит первую оперную премьеру сезона "Сказки Гофмана" Жака Оффенбаха под управлением Валерия Гергиева в постановке режиссёра Василия Бархатова, художника Зиновия Марголина
и художника по костюмам Марии Даниловой.

Опера с роковой репутацией и множеством версий партитуры возвращается на сцену Мариинского театра спустя 11 лет со времени последней постановки. Спектакль создаёт команда, неоднократно отмеченная петербургской и российской театральными премиями за предыдущие работы в Мариинке.

Василий Бархатов считает, что ""Сказки" - драма человека, придумавшего себе мечту, давшего ей женское имя и погрузившегося в болезненные грёзы. Из впечатлительного художника Гофман превратится в самого обычного человека - не способного, правда, провести границу между собственной фантазией и действительностью. Герой, пережив драму любви и поняв, что он, говоря условно, никакой не Джими Хендрикс, идёт работать менеджером среднего звена и лысеет".

Партию Гофмана репетирует молодой тенор Сергей Семишкур, репертуар которого включает французскую музыку - "Троянцев" и "Бенвенутто Челлини" Гектора Берлиоза. Семишкур уже работал с Бархатовым в "Енуфе" Леоша Яначека, "Мёртвых душах" Родиона Щедрина и в том же "Челлини". Женские партии готовят: Олимпию - Марина Алешонкова, Кира Логинова, Ольга Пудова, Лариса Юдина; Антонию - Гелена Гаскарова, Жанна Домбровская, Людмила Дудинова, Анастасия Калагина, Ольга Трифонова, Оксана Шилова; Джульетту - Жанна Афанасьева, Ирина Матаева, Татьяна Павловская, Екатерина Соловьёва, Виктория Ястребова.

Над ведущей басовой партией работают Ильдар Абдразаков и маститый Сергей Алексашкин, певший в 2000 году в премьере "Сказок" в постановке Марты Доминго. В новом спектакле Мариинского театра, как и задумывал композитор, злодеев доктора Миракля, Дапертутто, Коппелиуса и умудрённого опытом Линдорфа, который у Бархатова - альтер-эго главного героя, будет петь один артист. В премьере занята драматическая актриса - артистка БДТ Полина Толстун, которая участвует в спектакле виртуально в роли Олимпии.


В новой постановке работают с наиболее полной на сегодняшней день партитурой оперы "Сказки Гофмана", подготовленной к изданию Мишелем Кайе и Жаном-Кристофом Кеком (как известно, Оффенбах умер до завершения оркестровки, поэтому и существует несколько редакций оперы). В этой редакции восстановлен авторский порядок актов (Олимпия - Антония - Джульетта), диалоги заменяют речитативы и музыки больше,
чем обычно слышали зрители.

Либретто "Сказок" написано по мотивам трех рассказов Гофмана: кукла Олимпия взята из новеллы "Песочный человек", больная Антония - из пьесы "Рат Креспель", входящей в цикл "Серапионовы братья", а история про куртизанку Джульетту и злого колдуна Дапертутто - из рассказа "Сказка о потерянном изображении". Фабула оперы в сценической версии Василия Бархатова и Зиновия Марголина перекликается с сюжетными линиями "Соседки" Франсуа Трюффо, "Сияния" Стэнли Кубрика и "Игр разума" Рона Ховарда.

Впервые в Мариинке "Сказки Гофмана" прозвучали в 1899 году на русском языке, тогда спектакль поставил Осип Палечек, а танцы к ним - Лев Иванов, хореограф "Лебединого озера". Последняя по времени постановка "Сказок" была предпринята в театре в 2000 году Мартой Доминго, тогда опера также шла в редакции Мишеля Кайе.