ОРЕАНДА-НОВОСТИ.  С 14 по 24 декабря 2010 года в северной столице будет проходить ХI Международный Зимний фестиваль "Площадь искусств", посвящённый Году Франции в России. Художественный руководитель - Юрий Темирканов.

20 декабря 2010 года, в понедельник в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича, в концертном исполнении прозвучит единственная опера французского композитора Клода Дебюсси "Пеллеас и Мелизанда".

В исполнении принимают участие:
Карен ВУРШ (сопрано, Франция)
Дени КОМБ-ШАСТЕЛЬ (баритон, Франция)
Франсуа Ле РУ (баритон, Франция)
Олеся ПЕТРОВА (меццо-сопрано)
Николай КАМЕНСКИЙ (бас)
Владимир ЦЕЛЕБРОВСКИЙ (бас)

Академическим Симфоническим Оркестром филармонии дирижирует Александр ДМИТРИЕВ.


В нашей современной музыке “Пеллеас и Мелизанда” - один из полюсов нашего искусства; "Кармен" - его другой полюс. Последняя вся во внешнем, вся жизнь, вся свет, без тени и недосказанности. "Пеллеас" - потонувший в сумерках, весь окутанный молчанием. (…) Равновесие этих двух Франций и составляет французский дух. (Ромен Роллан, 1907)

Дату премьеры "Пеллеаса и Мелизанды" - 30 апреля 1902 - спустя годы назовут "днём рождения современной музыки". Тогда же в зале парижской "Опера Комик" царила растерянность, одна часть публики была возмущена, другая - очарована. Но все присутствующие почувствовали, что творение не слишком известного 40-летнего композитора принципиально отличается от своих собратьев по жанру. В своей единственной законченной опере Дебюсси явил тот идеал, который был им сформулирован в критических статьях. Немецкой "претензии на глубину, тяжеловесным длиннотам, потребности, стуча кулаками, подчёркивать смысл происходящего" он противопоставил лаконизм, недоговорённость, отсутствие ложной аффектации, то есть правдивость и человечность чувств. Веристской мелодраматической сентиментальности, аппелирующей, зачастую, к посредственным вкусам, - одухотворённость тайны, окутывающей героев символистской драмы Метерлинка.

В 1891 году Дебюсси присутствовал на премьере этой драмы в кузнице символизма - знаменитом Theatre de l Cuvre и сразу же решил взяться за создание оперы. Подобная стремительность удивительна для вечно сомневающегося композитора, но он наконец-то нашёл сюжет, которого давно жаждал. "12 лет Пеллеас и Мелизанда были спутниками каждого дня моей жизни", - признаётся он после премьеры. Дебюсси озвучил драму Метерлинка почти дословно (исключив лишь три второстепенные сцены). Музыка словно раскрыла скобки и многоточия текста, взяв на себя недоступное слову - порывы свежего ветра, рокот моря, сумрак леса, неотвратимость рока, нависшего над всеми героями. И стала молчанием там, где слово должно быть произнесено в полной тишине. Современник признавался, что "композитор до такой степени слился со словом, что в настоящее время никто из французов не может вспомнить ни одной страницы драмы без того, чтобы в нём не запела музыка Дебюсси".

Агентство "Ореанда-Новости" является генеральным информационным спонсором Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича.