ОРЕАНДА-НОВОСТИ.  24 ноября 2012 года в Большом зале консерватории Московская филармония представляет авторский вечер композитора Андрея Яковлевича Эшпая. В исполнении Государственного академического симфонического оркестра России им. Е.Ф.Светланова и маэстро Йоханнеса Вильднера (Германия) прозвучат оркестровые сочинения: Вторая симфония, пьеса "Рефрен" для оркестра, Концерт-реминисценция для флейты и струнного оркестра, Второй скрипичный концерт и Концерт для оркестра (Concerto Grosso) с солирующими фортепиано, трубой, вибрафоном и контрабасом. В программу вечера включена мировая премьера Концерта для бассетгорна и струнного оркестра.

В программе: Андрей ЭШПАЙ
- Симфония №2
- "Рефрен" для оркестра
- Концерт-реминисценция для флейты и струнного оркестра
- Концерт №2 для скрипки с оркестром
- Концерт для бассетгорна и струнного оркестра. Мировая премьера
- Концерт для оркестра (Concerto Grosso) с солирующими фортепиано, трубой, вибрафоном и контрабасом.

Солисты - Алексей Кузнецов (гитара), Алёна Баева (скрипка), Рейнхард Визер (бассетгорн), Мария Федотова (флейта). Концерт проходит в рамках филармонического абонемента "Музыкальные вечера".

Один из корифеев отечественной композиторской школы Андрей Яковлевич ЭШПАЙ уделяет в своём творчестве особое внимание жанру концерта - им создано более 20 концертов для различных инструментов, композитор вводит солирующие тембры в другие оркестровые сочинения. "Я написал концерты абсолютно для каждого оркестрового инструмента! Гобой, кларнет, фагот с тромбоном, валторна, альт, контрабас… Для флейты не напишешь, как для тубы. Но мы учились в хорошее время. Помню, как знаменитый скрипач Лев Цейтлин рассказывал нам о возможностях скрипки - мы даже пальцами что-то там перебирали. Я до сих пор не представляю, как можно научиться на ней играть, но теоретически знаю, как это делается. И всё же есть вещи, которые невозможно объяснить. Или ты это слышишь, или нет", - говорил Андрей Эшпай в интервью "Новой газете". 24 ноября в БЗК состоится настоящий яркий "парад солистов": от традиционной скрипки до экзотического бассетгорна.

Соло в скрипичном концерте исполнит одна из ярчайших молодых солисток современности, лауреат конкурса Королевы Елизаветы в Брюсселе Алёна Баева. Музыка этого произведения созданного в 1977 году и посвящённого памяти Н.Я. Мясковского знакома не только любителям классики. Её можно услышать в фильме сына композитора, режиссёра Андрея Эшпая-младшего, "Униженные и оскорблённые" (с Настасьей Кински, Александром Абдуловым и Никитой Михалковым в ролях).

Во Второй симфонии и в "Рефрене" прозвучит гитара корифея отечественной джазовой сцены Алексея Кузнецова. Кстати, Вторая симфония ("Хвала свету", 1962) посвящена ещё одному участнику авторского вечера в БЗК: её первым исполнителям - Государственному симфоническому оркестру СССР (нынешний Госоркестр им. Светланова) и маэстро К.Иванову. Услышав эту музыку, венгерский коллега Эшапая Золтан Кодай сказал, что "захвачен ею в плен" и восхищён российской композиторской школой.

Партию флейты в Концерте-реминисценции исполнит Мария Федотова, - солистка БСО им. Чайковского, музыкант, успешно концертирующий в России и за рубежом. Именно ей в 2009 было посвящено это произведение. В оркестровом Concerto grosso возможность высказаться представится сразу четвёрым: фортепиано, трубе, вибрафону и контрабасу. Несмотря на ассоциации названия Concerto grosso с барочной музыкой, Андрей Эшпай вводит в это произведение, созданное в 1967 году, элементы джаза и импровизации. По словам композитора, солирующие инструменты представляют собой маленький оркестр в оркестре, который может звучать и сам по себе, но в данном случае противостоит всей оркестровой массе. Неоднократно обращался к этому произведению Евгений Светланов, который считал его "одним из самых замечательных сочинений не только в творчестве Эшпая, но и в современной музыке последних лет". "В нём мастерски использованы возможности оркестра, играющего всеми красками и изобилующего неисчислимыми находками буквально на каждой странице партитуры", - говорил дирижёр.

Наконец мировую премьеру созданного в 2007 году Концерта для бассетгорна представит Рейнхард Визер, выпускник Венской Высшей школы музыки по классу кларнета у проф. Альфреда Принца, дипломированный музыковед, участник Ансамбля Иоганна Штрауса, созданного на базе Венского симфонического оркестра. С этим же ансамблем сотрудничал ранее в качестве скрипача Йохеннес Вильднер - ныне успешный европейский дирижёр, который работал с Венским филармоническим оркестром и венской Staatsoper, был главным дирижёром Пражской оперы, главным приглашённым дирижёром Концертного оркестра Би-Би-Си, регулярно выступает в Новом национальном театре Токио, Театре Карло Феличе в Генуе, в "Арена ди Верона", Венской Народной опере, стоит за пультом таких коллективов, как Симфонический оркестр Баварского радио, Лондонский Королевский филармонический, АСО Санкт-Петербургской филармонии, Токийский и Дрезденский филармонические оркестры, Венский симфонический, оркестр зальцбургского "Моцартеума", etc. Герр Вильднер принял участие в записи более 60 CD и DVD, вышедших на Naxos, Sony, Warner Classics. Среди них как популярные сценические произведения ("Летучая мышь", "Так поступают все", "Кармен", "Свадьба Фигаро"), так и малоизвестная музыка Эриха Цайсля, Йозефа Маркса, Иоганна Непомука Давида.

Музыку Андрея Эшпая маэстро Вильднер знает и любит. Творческая дружба дирижёра и композитора сложилась в год празднования 60-летия победы в Великой Отечественной войне - Андрей Эшпай был приглашён в Берлин на свой творческий вечер, где его сочинениями дирижировал Вильднер. Маэстро был восхищён музыкой Эшпая и с тех пор с удовольствием исполняет её. В 2007 году он играл её с ГАСО им. Е.Ф. Светланова в Москве (в Доме кино), а в 2008 представил несколько концертов для разных инструментов в КЗЧ с БСО им. П.И.Чайковского. "Новая газета" писала об этом событии: "Концерт в Зале им. Чайковского благодаря не только дару Эшпая, но и энергии австрийского дирижёра Иоханнеса Вильднера и его восторга перед автором перекрыл многие статусные события".

Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Академической Филармонии.