ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 29 сентября 2010 года, в среду в 19.00 в Рахманиновском зале Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского состоится концерт абонемента №21 "Ударные дни Марка Пекарского". "Три великих Ш".

Исполнители: Ансамбль Марка Пекарского в составе:
Елисей ДРЕГАЛИН, Ксения КРАСАВИНА, Игнат МАТЮХОВ, Владимир УРБАНОВИЧ, Ярослав ШЕВЧЕНКО, Дмитрий ЩЁЛКИН
Солистка - Алиса Гицба
В концерте принимают участие Юрий ФАВОРИН (фортепиано), Антон ПРИЩЕПА (кларнет), Леонид ГУРЬЕВ (кларнет), Анастасия АКИМОВА (флейта-пикколо)
- "Амадеус-квартет"

В программе:
I отделение
- А. ШЁНБЕРГ - Марш "Die eiserne Brigade"
                    - "Nachtwandler", № 8 из "Кабаретных песен" на текст Г. Фальке
- И. ШТРАУС - "Императорский вальс" соч. 437, инструментовка А. Шёнберга с оригинальной партией малого барабана И. Штрауса.

II отделение
В инструментовке М. Пекарского:
И. ШТРАУС - Й. Штраус - "Пиццикато-полька"
                  - "Персидский марш" соч. 289
Ф. ШУБЕРТ - "Музыкальный момент" № 3, соч. 94
                  - Три Военных марша соч. 51

Аннотация к концерту - Марк Пекарский

Вы знаете, что такое дилижанс? Нет? Тогда представьте себе большой крытый экипаж, запряжённый лошадьми, на котором достопочтенные граждане совершают свои неторопливые по теперешним временам перемещения…

Ранним майским утром, предположим, 1825 года в дилижанс, отправляющийся в Вену, погрузились несколько человек.

Свет едва проникал сквозь маленькие оконца, и трудно было поначалу разглядеть пассажиров. Постепенно глаз привык к полумраку, и лица начали "прорисовываться". В углу экипажа устроился человек в очках. На вид ему не было и 30 лет.

Кучер уже, было, тронул лошадей, когда в экипаж вскочил импозантный господин с роскошными усами a la император Франц Иосиф. В правой его руке была тросточка, в левой - скрипка в деревянном футляре. Нисколько не задумываясь, он направился к сидевшему в углу пассажиру.

- Позвольте представиться: Иоганн Штраус-сын. Я композитор и пишу так называемую "лёгкую" музыку. Особенно мне удаются вальсы, - впоследствии моё имя непременно будут произносить с титулом "король вальса". Свою любовь к трёхдольному вальсированию я унаследовал от моего отца, также как и я, Иоганна Штрауса.

Грустные глаза Франца Петера оживились, и он признался, что, со своей стороны, тоже имеет кое-какое отношение к вальсу, точнее, к его "предшественнику" лендлеру.

- О, как я любил в юности танцевать! Да и написал я этих самых лендлеров довольно изрядно!

- Herr Франц, а не были ли Вы знакомы с моим отцом? Ведь вы жили в одно с ним время… Может Вы даже слышали его по-венски лёгкий и, я бы даже сказал, изящный Radetzky-Marsch?

Внезапно дилижанс остановился, и все замерли в удивлении, так как остановка не была запланирована. Дверь экипажа раскрылась, и туда буквально впрыгнул человек, лишённый лишней растительности на голове, с несколько "хищным" носом и пронзительным взглядом. "Я - основатель Нововенской школы Арнольд Шёнберг", - без каких-либо предисловий объявил господин и, не раздумывая, направился в сторону беседующих. Опять же без лишних слов он кратко доложил: "Я хоть и очень серьёзный композитор, а также великий педагог, но в своё время, как и вы, господа, тоже баловался вашей "лёгкой" музыкой, чему свидетельством марш из фильма "Железные бригады". "Кабаретные песни" - туда же. …Правда, я не писал вальсов, но зато инструментовал ваши, herr Иоганн!

В это время раздались звуки "Военного марша" Франца Шуберта, всё вокруг разом потеплело, порозовело. Дилижанс, покачиваясь, медленно поплыл и через несколько мгновений приземлился у памятника Чайковскому перед фасадом Московской консерватории имени его же. Из Малого зала доносились звуки музыки Шуберта, под которые радостно взволнованная публика занимала свои места, - а радоваться действительно было чему: сегодня, 31 декабря 1970 года, отец советского авангарда второй волны Андрей Волконский устраивал очередной праздник, который назывался "В старой Вене". А вот и сам князь Волконский, который всё время что-нибудь придумывает… Придумывает... думает... и так задумчиво, с тоской и одновременно ласково, я бы даже сказал, нежно смотрит на свою партнёршу по органу в четыре руки. Не удивляйтесь, - в программке так и написано: "Наталия Гутман (орган, виолончель)".

А что великая виолончелистка? Только взгляните, с каким вниманием она ловит импульсы, исходящие от князя Андрея, - ведь она вторая органистка, а значит, - ведомая, и потому с готовностью подчиняется воле ведущего.

Я, Марк Пекарский, играю на военном барабане. Рядом со мной Олег Каган, который... опять-таки не удивляйтесь: "Олег Каган (большой барабан, тарелки, скрипка)". Здесь, в Маршах Шуберта, он - хозяин ритма! Под звуки музыки публика валом валит в зал. Время от времени "хозяин" поднимает голову, умоляюще смотрит на меня, на мой барабан, и жалобно шепчет: "Я больше не могу. Они такие тяжёлые!" Это он о тарелках. "Да, это тебе не скрипочка". В паузах я делаю страшные глаза и шиплю на "хозяина ритма": "Играй, ё... ёлки-палки!!!" И он играет. Что делать, - приходится иногда применять и насилие...

Жаль, что Вы не видите певицу Лидию Давыдову, которая до ужаса внимательно смотрит на барабанщика, и только завидит его "страшный глаз", как тут же под страхом смерти оглушительно, соловьём-разбойником, взвигивает на цуг-флейте.

О, как ревёт и грохочет зал, какие счастливые лица и оглушительные улыбки. А кто это там, на балконе, по-мальчишески свистит, засунув два пальца в рот? Ба, да это Геннадий Николаевич Рождественский! А неподалёку топочет ногами Кирилл Петрович Кондрашин, оставивший ради неведомого, но столь желанного удовольствия свой оркестр в соседнем Большом зале доигрывать традиционные тридцать-перво-декабрьские вальсы Штрауса.

Это абсолютный праздник, это полное счастье, это тот редчайший случай, когда всем ясен смысл жизни"

… А в это время дилижанс всё так же, слегка покачиваясь, снова трогается в путь, в старую добрую Вену…

Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского.