ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 27 мая 2010 года, в четверг в 19.00 в Рахманиновском зале Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского состоится концерт абонемента №31 "Музыкальные ландшафты" - "Целебная сила игры".

Исполнители: Ансамбль Марка ПЕКАРСКОГО в составе: Дмитрий ВЛАСИК, Игнатий МАТЮХОВ, Дмитрий ЩЁЛКИН, Ксения КРАСАВИНА, Евгений ПОЛТОРАКОВ, Григорий ДУРНОВО, Елисей ДРЕГАЛИН, Лев КОНОВАЛОВ.

В программе:
- Иван СОКОЛОВ (1960) - "Игра без начала и конца" (1991)
- Виктор СУСЛИН (1942) - "Террариум" (1978)
- Амадео РОЛЬДАН (1900-1939) - "Ритмики"(1930)
- Александр РАСКАТОВ (1953) - "Grill-music" (1992)
Аннотация к концерту - Марк ПЕКАРСКИЙ - Целебная сила игры.

Ребёнок всегда знает, что делать. Вы скажете: есть да спать. Да, верно, но это физиология. Я же говорю об умственной и, главное, духовной жизни. А она, эта детская духовность, реализуется в игре, в этом, по определению Юрия Лотмана, "виде непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе", то есть, пока человек не потерял вкус к игре, как таковой, - он всё ещё ребёнок. "Что наша игра? - Жизнь!", - чуть-чуть "поправил" Томского из оперы Пиковая дама мой дорогой друг композитор Иван Соколов. Прекратив играть, человек переходит в категорию взрослых и с этого момента перестаёт жить в детском пространстве, то есть он не живёт, а справляет в жизни нужду, - он доживает.

Человек способен добровольно сделать экзистенциальный выбор: сохранить ли в себе детскую непосредственность или принять "взрослые" ценности:
Он был рождён для счастья, для надежд
И вдохновений мирных! - но безумный
Из детских рано вырвался одежд
И сердце бросил в море жизни шумной;
И мир не пощадил - и Бог не спас!
"Ужасно стариком быть без седин", - заключает эту грустную историю Михаил Юрьевич Лермонтов. … Как же много я вижу вокруг стариков - и преклонного возраста, и, что особенно печально, совсем молодых! Они разучились играть, их интересуют лишь "продуктивный результат". Уже в 19 лет они рассуждают о пенсии. Увы, совсем немногие сохраняют любопытство и удивление во взоре, совсем немногие сохраняют талант детского восприятия жизни и, постарев годами, умирают молодыми…

Извечный вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ?

Я знаю, что делать. Но прежде - маленькая история. Однажды на студии "Ленфильм" при озвучивании фильма "Ярославна, королева Франции" мне пришлось наблюдать весьма поучительную картину. В студии шла подготовка к записи, а несколько раздражённых дядь и тёть, не обращая внимания ни на что, возбуждённо спорили. У них были важные студийные титулы - "помреж", "экспедитор", "бухгалтер". Весьма эмоционально со значением произносились полные тайного смысла слова - "съёмочные планы", "суточные", "подъёмные", "посадочные" и что-то там ещё. Угодив в самый разгар перепалки, я сунул в руки каждого из них что-то ударное. От неожиданности на их лицах нарисовалось недоумение пополам с подозрением. Однако из экономии всё тех же "денежных средств" профессиональных музыкантов было приглашено явно недостаточно, и киношникам пришлось смириться с судьбой. Композитор Дашкевич что-то промурлыкал, режиссёр Маслеников что-то добавил, а я, как в песне о Юрии Гагарине, сказал: "Поехали!", - и мы… "поехали". О, вы не видели эту картину! Буквально на глазах произошло чудо преображения: "перерасход плёнки" и прочие "взрослые" напасти были немедленно забыты, и все принялись самозабвенно колотить, размахивать и потрясать трещотками, погремушками, стукалками, шуршалками, - они шалили и озорничали, словно дети.

Вот и мы решили музыкально поозорничать, но вначале - о вполне "серьёзной" игре, звучащей в конце нашего концерта.

Амадео Рольдан. Ритмики V и VI

"Рольдан, один из основоположников композиторской школы Кубы, пионер так называемого "афрокубанизма", отдал много сил освоению афрокубинского фольклора и профессиональной музыке. Таковы его Увертюра на кубинские темы (1925), Три маленькие поэмы (1926), "Ребамбарамба" (1928) и многие другие сочинения. Рольдан был первым, кто точно зафиксировал ритмы, характерные приёмы игры и эффекты звучания национальных кубинских инструментов. "Ритмики" (1930) - серия пьес для флейты, гобоя, кларнета, трубы и фортепиано (I-IV), а также национальных ударных (V-VI). "В двух последних "Ритмиках", - пишет в своей книге "Музыка Кубы" А. Карпьентер, - Рольдан воссоздаёт не букву, а дух фольклора, мыслит подобно народным исполнителям, движимым ритмическим чувством".
                                                                                                                                                                             Татьяна Фрумкис (из аннотации к концерту)

Иван Соколов. Игра без начала и конца.

"Произведение написано по заказу М. Пекарского и в расчёте на возможности его ансамбля. Здесь всё построено на импровизации по заданным правилам. Главному игроку предоставляется возможность строить форму, определять размеры произведения, его концепцию, характер и другие компоненты, которые при каждом исполнении могут быть совершенно различными. Суть правил игры в том, что под импровизацию главного игрока кто-либо из других игроков движется по закреплённому за ним кругу из 12 инструментов, останавливаясь по условному знаку и начиная свою импровизацию уже на заданную и объявленную игрокам и слушателям тему, с возможным подключением к импровизации других игроков. Импровизация заканчивается также по знаку главного игрока. Каждая тема соответствует одному из инструментов. Вот несколько названий тем: "Мир прекрасен", "Весь мир из ритмов состоит", "Страшно…", "О, какая вдруг радость!", "Постепенно светлея" и т. д.

Таким образом, в этом произведении исполнители, особенно главный игрок, во многом являются соавторами композитора. Традиционное соотношение "композитор - исполнитель" изменено в пользу исполнителей, которые связаны только соблюдением правил игры, сочинённых композитором, а также темами импровизаций. Остальное зависит от художественного вкуса и мастерства исполнителей-игроков.

                                                                                                                                                                      Иван Соколов (из аннотации к первому исполнению)

Второе отделение открывается сочинением, авторство которого принадлежит русскому композитору, уже много лет живущему в Германии.

Виктор Суслин. Террариум

"Дрогой Маркус! Выполняю более или менее точно то, что обещал тебе в Лондоне: посылаю партитуру "Circolo", которая гораздо больше заслуживает названия "Terrarium" (так пьеса и называется в каталогах). Мне кажется, что будет интересно эту вещь каждый раз интерпретировать по-разному: 1) клоунада, 2) нечто вампирское, 3) серьёзное сочинение с несерьёзным подтекстом, 4) несерьёзное сочинение с серьёзным подтекстом, 5) нечто ритуально-фатальное ("от судьбы не уйдёшь!"), 6) вполнесерьёзное сочинение.

Одним словом, сочинение может менять свою окраску, подобно каракатице или осьминогу, и окраска сия зависит от степени испорченности (или талантливости) исполнителей. А также (что немаловажно!) от контекста концертной программы".
                                                                                                                                                                              Виктор Суслин (из письма к М. Пекарскому)

Перед нами произведение на "закусочную" тему. Кем числить автора, - русским или западным композитором? Ведь он, как и Виктор Суслин, живёт на Западе, да и тамошних влияний не избежал. "А что, - спросите вы, - находясь в пределах Российской Федерации, невозможно разве исповедовать идеологию инструментального театра Маурисио Кагеля и других его единомышленников?" "Да, конечно, можно, - отвечу я, - и не имеет никакого значения, чью вы потребляете колбасу или чьими пыхтите сигаретами. И там, на Западе, и здесь, в России можно чувствовать национальную принадлежность своей музыки и находиться в рамках любой музыкальной эстетики".

Кстати, а как мы классифицируем эти два произведения - Суслина и Раскатова? Может, это кич? или эклектика? Будем проще: это постмодернизм. Слава тебе, Господи, найден нужный "изм", и на душе сразу полегчало.

Итак, музыка, которую написал А. Раскатов, вполне ностальгическая. Автору удалось отразить всю глубину, широту, долготу, доброту и безграничную способность россиян терпеть всё, что угодно, отнюдь не подавляя при этом свой российский менталитет, а заодно и генетику, - качеств, проявлявшихся с особой силой в годы революционных свершений, в славную эпоху социалистического строительства, перестройки, перестрелки, переклички, демократических преобразований - короче, вы сейчас сами всё поймёте.

В философском произведении Александра Раскатова GRILL MUSIC (Маленькая гуманитарная музыка) вам предстоит воочию увидеть и по достоинству оценить трогательные и на редкость доброжелательные отношения между руководителем коллектива и рядовыми служителями муз… Проблема эта вечная, и чем-то это всё напоминает "Репетицию оркестра" Феллини.

Попробуем разобраться, на чём основаны эти поистине высокие отношения. Дело, оказывается, всего лишь в человеческих инстинктах. Предположим, что вы обслужили свой основной инстинкт, - инстинкт сохранения рода человеческого. Казалось бы, всё хорошо, и вы довольны качеством проделанной работы. Но счастье длится недолго, так как следующий инстинкт - инстинкт самосохранения - стучится в стенки вашего желудка. Есть! Есть! - нагло вопит он. А что для этого нужно? - Естественно, ЕДА. Но… Вся история СССР - это не только великие свершения, о которых сказано немало, - это ещё и перманентный ГОЛОД… А тут ещё и перестройка и всё, что было после неё. Нет, это, всё-таки, не было голодом в полном и ужасном смысле слова, - нет, это было оскорбительным НЕДОЕДАНИЕМ.

Тогда-то сердобольные европейцы и прочие "цы" озаботились гуманитарной помощью нашей новой России. И вот классовый враг музыканта - дирижёр - восседает за своим китайским барабаном-столом гангу и мрачно пожирает гуманитарную курицу-гриль. Музыканты же вынуждены довольствоваться куриными яйцами, которыми они прокатывают туда и сюда по коже литавр и барабанов, которую они от огорчения "посолили" крупной солью. Производимый при этом музыкальный шум напоминает жалобное урчание голодного животика.

Маэстро же, по мере насыщения, светлеет взглядом, слегка отодвигает тарелку с недоеденной курочкой, и начинает весело выстукивать обглоданными косточками на барабане легкомысленный ритм вальса. Музыканты тоже не дураки: усыпив его внимание ничем не прикрытой лестью, они похищают остатки птички и моментально расправляются с ней. Дирижёр в отчаянии от коварства оркестрантов. Ему ничего не остаётся, как биться своей незадачливой головой о китайский барабан гангу. Музыканты же веселы и, удовлетворённо поглаживая животики, произносят про себя: "Бедный маэстро… Ну и гангу с ним…".

Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского.