ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Экспедиция "Кара-зима-2014", организованная "Арктическим научно-проектным центром" (совместное предприятие НК "Роснефть" и ExxonMobil) при поддержке специалистов ФГБУ "Арктического и антарктического научно-исследовательского института" успешно завершилась. Она стала самой продолжительной экспедицией в Северном ледовитом океане со времен распада СССР. В течение 63 дней с борта атомного ледокола "Ямал" ученые исследовали наименее изученные участки северных морей: моря Лаптевых, Карского и Восточно-Сибирского.

По словам директора Арктического научно-проектного центра Владимира Павлова, "работы велись на акватории трёх морей - Карского, Лаптевых и Восточно-Сибирского, а также у побережья архипелагов Новая Земля, Северная Земля и острова Де-Лонга. Ледовые условия были очень разными - от открытой воды до сильно заторошенных полей, в которых даже атомный ледокол двигался набегами со скоростью один узел".

Был выполнен комплекс ледовых и метеорологических измерений на 35 станциях. Было установлено 40 дрейфующих буев на ледяных полях и айсбергах - самый западный у побережья Новой земли, самый восточный - у острова Беннетта в Восточно-Сибирском море. Эти буи позволяют в постоянном режиме отслеживать координаты ледовых образований и определять траекторию их дрейфа.

Таких масштабных исследований до настоящего момента в арктических морях не проводилось. Впервые в истории были изучены физико-химические и морфометрические характеристики айсбергов и торосов моря Лаптевых, а также распределение водных масс, течения и изменчивость температур. Впервые был изучен дрейф айсбергов возле архипелага Северная земля. Наибольшее количество айсбергов - около двух тысяч - зафиксировано у восточного побережья архипелага. Во фьорде Матусевича обнаружен гигантский айсберг с линейными размерами 3 на 1 километр.

Для исследования ледяного покрова использовались беспилотники, а также вертолет КА-32; для изучения морского дна - уникальные телеуправляемые подводные аппараты Гном с глубиной погружения до 100 метров. "Члены экспедиции изучили следы "пропахивания" на дне моря - по ним можно судить о маршрутах дрейфа и максимальных килях торосов", - утверждает Владимир Павлов.

Во время экспедиции учёные вели наблюдение за морскими млекопитающими и птицами, чтобы оценить потенциальное воздействие нефтедобычи на арктическую природу и разработать экологические стандарты освоения шельфа.

На основе полученных данных будут построены 3D-модели ледовых образований. Это позволит "Роснефти" определить безопасные точки для проведения геологоразведочных работ, спроектировать буровые платформы и другие сооружения, необходимые для нефтедобычи, выбрать маршруты транспортировки углеводородов и возможные трассы подводных трубопроводов. Но дело не только в практических интересах компании. В научном мире данные, полученные в ходе экспедиции, воспринимаются как прорыв в изучении Арктики.

ОАО "НК "Роснефть" владеет 46 лицензиями на разведку и добычу нефти и газа на шельфах морей Российской Федерации и является крупнейшим недропользователем на российском шельфе: ресурсы в 318 млрд барр. н.э. По своему совокупному нефтегазовому потенциалу осадочные бассейны российского арктического шельфа сравнимы с крупнейшими нефтегазоносными регионами мира.