ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента ("РДЭ") Армении в иностранной и национальной валюте на уровне "BB-". Прогноз по долгосрочным РДЭ – "Стабильный". Одновременно агентство подтвердило краткосрочный РДЭ страны в иностранной валюте на уровне "B" и рейтинг странового потолка "BB".

Подтверждение рейтингов отражает постепенное уменьшение бюджетного и внешнего дисбалансов Армении. Правительство сократило дефицит бюджета до 2,8% ВВП в 2011 г. с 5% ВВП в 2010 г. за счёт улучшения сбора налогов, незапланированных доходов и сдерживания расходов. Уровень бюджетного дефицита приближается к среднесрочному целевому показателю в 2% ВВП, хотя ещё не все поддерживающие меры были детально сформулированы. В результате госдолг сможет стабилизироваться на уровне около 45% ВВП.

Однако данный показатель является в значительной степени чувствительным к колебаниям обменного курса с учётом того, что 84% госдолга номинировано в иностранной валюте (в основном это обязательства перед международными финансовыми организациями). Таким образом, внешняя и фискальная устойчивость тесно связаны между собой.

Реальный ВВП повысился на 4,6% в 2011 г. за счёт объёмов потребления и экспорта, а также роста в сельскохозяйственном секторе. Fitch ожидает, что в 2012-2014 гг. рост составит около 4% (в 2012 г. существует вероятность превышения данного прогноза). Объёмы добычи в горнодобывающем секторе могут превзойти ожидания, однако зависимость от цен на металлы и от российской экономики представляет собой источник уязвимости. В случае улучшения инвестиционного климата последует более быстрый рост в среднесрочной перспективе.

Способность Армении справляться с дальнейшими внешними шоками слабее, чем в 2008 г., из-за увеличения государственного и внешнего долга. Давление на резервы или на драм – в результате внешнего шока – могло бы привести к негативному рейтинговому действию. В случае недостаточного притока капитала увеличатся риски девальвации. Сокращение дефицита счёта текущих операций, снижение долларизации и увеличение резервов были бы позитивными рейтинговыми факторами.

Дальнейший прогресс с уменьшением бюджетного дефицита, предпочтительно за счёт улучшения сбора налогов, а не сдерживания расходов, способствовал бы укреплению кредитоспособности. В то время как коэффициенты обслуживания государственного долга по-прежнему являются низкими, стоимость фондирования увеличится в среднесрочной перспективе, повышая важность стабилизации или сокращения государственного долга. Пенсионная реформа в 2014 г., хотя и будет означать чистые бюджетные расходы в краткосрочной перспективе, может способствовать развитию местных рынков капитала и снижению зависимости от внешних и банковских заимствований.