ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента ("РДЭ") ОАО АВТОВАЗ в иностранной и национальной валюте на уровне "B-" и краткосрочные РДЭ в иностранной и национальной валюте "B". Одновременно агентство подтвердило приоритетные необеспеченные рейтинги компании в иностранной и национальной валюте "B-", рейтинг возвратности активов "RR4" и национальный долгосрочный рейтинг "BB(rus)". Прогноз по долгосрочным рейтингам – "Стабильный".

Долгосрочный РДЭ АВТОВАЗа "B-" обусловлен поддержкой со стороны государства. Поддержка от государства, которая уже прошла проверку временем в недавнем прошлом, также отражается в пролонгации беспроцентного займа от государства в размере 51 млрд. руб. до 2032 г. С учетом экономической и социальной значимости АВТОВАЗа Fitch считает, что предоставление господдержки в случае необходимости продолжится.

В 4 кв. 2012 г. Renault и Nissan подписали юридически обязывающее соглашение с государственной компанией Ростех (ранее "Ростехнологии", владелец 29% в АВТОВАЗе), которое предусматривает, что две компании вместе инвестируют до 750 млн. долл. в АВТОВАЗ до середины 2014 г., таким образом увеличив свою фактическую объединённую долю до 50,01%. С учётом слабых юридических связей и ограниченной материальной поддержки денежными средствами от Renault и Nissan, изменение структуры собственности не приведет автоматически к повышению рейтинга компании.

Согласно 10-летней стратегии, разработанной альянсом Renault-Nissan, АВТОВАЗ проводит обновление своего портфеля продукции, от устаревших к более новым и современным моделям. Другие области сотрудничества включают улучшение качества и совместные закупки. Fitch считает, что такое сотрудничество в последующие годы позитивно скажется на финансовых позициях АВТОВАЗа.

Рыночная доля АВТОВАЗа в России снизилась с 23% в 2011 г. до 19,5% в 2012 г. Это было связано с завершением государственных программ стимулирования сектора, основным бенефициаром которых был АВТОВАЗ, и с относительно более высокими темпами роста в более дорогих сегментах рынка, на которых продукция компании не представлена. Однако Fitch ожидает, что новые модели АВТОВАЗа, включая автомобили, разработанные вместе с Renault и Nissan, поддержат долю рынка на уровне 18%-20% в следующие 2-3 года.

В соответствии с ожиданиями Fitch, в 2012 г. на российском рынке автомобилей произошло замедление, хотя докризисные уровни по-прежнему были превышены. С 2011 г. российский рынок является вторым по величине в Европе. Агентство ожидает рост, выраженный средними однозначными числами, в обозримом будущем за счет благоприятного базового эффекта. В более долгосрочной перспективе рост должен поддерживаться более низким числом автомобилей на душу населения и наблюдаемым проникновением автокредитования относительно стран с развитой экономикой, хотя агентство ожидает, что волатильность останется высокой.

Fitch ожидает, что операционная маржа АВТОВАЗа (без учёта прибыли от дисконтирования беспроцентного займа, выданного в форме госсубсидии) по-прежнему будет отрицательной, как минимум до 2014 г. на фоне ограниченного потенциала роста в сегменте начального уровня с точки зрения как цен, так и объемов. В то же время Fitch считает, что прибыльность АВТОВАЗа постепенно повысится по мере улучшения ассортимента продукции, хотя, вероятно, останется слабой.

Рейтинги сдерживаются низкой диверсификацией по географическим регионам и видам продукции. Производимая АВТОВАЗом продукция сконцентрирована в ультрабюджетном/бюджетном сегментах "B" и "C", а на экспорт идут умеренные 12% автомобилей (в основном в страны СНГ). Кроме того, рынки автомобилей по своей природе являются цикличными и высоко волатильными, что подвергает производителей автомобилей потенциальным шокам ликвидности.

Позитивные рейтинговые факторы: будущие события, которые могут привести к позитивному рейтинговому действию, включают:
- Приобретение контрольного пакета в АВТОВАЗе компаниями Renault и/или Nissan;
- Устойчивое улучшение прибыльности и генерирования свободного денежного потока;

Негативные рейтинговые факторы: будущие события, которые могут привести к негативному рейтинговому действию, включают:
- Более низкий уровень прямой и/или косвенной поддержки со стороны российского правительства;
- Продолжительное ухудшение показателей кредитоспособности компании в результате ослабления операционных показателей.