ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Sberbank Investment Research, аналитический департамент Sberbank CIB, публикует девятый выпуск обзора потребительского поведения и настроений российского среднего класса - "Потребительский индекс Иванова". В очередном обзоре рассматривается динамика потребительских расходов, сбережений и уровня потребительской уверенности в целом по стране.

Результаты последнего исследования указывают на снижение индекса потребительской уверенности до минус 7% в сентябре по сравнению с пересмотренным показателем минус 6% за II квартал 2014 года. Это вызвано усилением опасений, связанных с инфляцией, безработицей и ослаблением рубля на фоне геополитической напряженности и слабого макроэкономического фона.

Основные выводы по итогам опроса потребителей следующие:
* Индекс благосостояния страны за последние 12 месяцев снизился с минус 16% в июне до минус 19% в сентябре. Произошло это, на взгляд Sberbank Investment Research, из-за усиления опасений, связанных с инфляцией, безработицей и ослаблением рубля. Доля опрошенных, заявивших о сокращении персонала их работодателями, увеличилась с 23% до 24%. Индекс ожиданий, связанных с оценкой благосостояния страны в ближайшие 12 месяцев, также снизился, так как Ивановы стали менее оптимистично рассматривать перспективы своих работодателей.
* Индекс условий для крупных покупок - единственный компонент опроса, продемонстрировавший рост: с минус 14% в июне до минус 12% в сентябре. Вероятно, это отражает опасения населения, связанные с инфляцией и ослаблением рубля, а также общей нестабильностью в экономике. Впрочем, последние данные Росстата это не подтверждают: рост оборота розничной торговли в непродовольственном сегменте в июле-августе составил в среднем лишь 2,5% в реальном выражении, а за пять месяцев 2014 года - 4,9%. Таким образом, Sberbank Investment Research не склонны к оптимизму в отношении непродуктовой розницы в первом полугодии 2014 года, учитывая экономические проблемы и замедление роста заработной платы.
* Безработица увеличилась на 70 б. п. до 10,0%, а индекс чистого найма в целом почти не изменился относительно II квартала 2014 года, оставшись на отметке минус 33% (почти 50% опрошенных сообщили, что число сотрудников в их компаниях не изменилось). Однако Ивановы стали менее радужно оценивать перспективы своих работодателей: доля компаний, бизнес которых, по оценке Ивановых, в ближайшие два месяца будет расти, сократилась с 31% до 30%. Средняя заработная плата по стране увеличилась с 29 500 руб. в июне до 30 100 руб. в сентябре. Доля расходов на продовольствие в бюджете Ивановых сократилась соответственно с 40% до 38%.
* Данные по сбережениям, скорее, неблагоприятные. Доля Ивановых, не имеющих сбережений, в сентябре увеличилась до 42% с 37% в июне. Средняя доля ежемесячно откладываемого в целях сбережений дохода снизилась с 9,2% во II квартале до 8,9% в III квартале.
* Доля покупателей, чувствительных к уровню цен, в сентябре выросла до 69% с 68% в июне. При этом, за исключением снижения потребления товаров, запрещённых к ввозу в РФ в ответ на санкции, Sberbank Investment Research не видим существенных признаков желания сэкономить путём покупки более дешевых продуктов. Доля тех, кто сократил потребление товаров не первой необходимости, осталась на уровне II квартала 2014 года.
* Продовольственная инфляция в целом, по наблюдениям Ивановых, составляет 11,5%, хотя рост цен в публичных розничных сетях менее значителен (всего 6,2-6,7% относительно уровня годичной давности). Это позволяет предположить, что крупнейшие розничные сети увеличили предложение товаров по выгодным ценам на 4-5%, и объясняет переток покупателей в магазины этих ритейлеров и связанный с этим повышенный темп роста сопоставимых продаж. На наш взгляд, вышеупомянутый запрет на импорт ряда продовольственных товаров может только способствовать этому.
* Влияние запрета на ввоз отдельных продуктов питания ощутили на себе 52% опрошенных - либо в виде повышения цен, либо дефицита продуктов. Из-за этого 38% Ивановых были вынуждены скорректировать привычную продуктовую корзину, снизив потребление "запрещенных" продуктов или найдя более дешевую замену. Опрошенные отметили наиболее существенный рост цен на мясо и рыбу (соответственно на 10,8% и 10,6%), а также на фрукты (7,1%), молочные продукты (6,6%) и овощи (5,4%).
* Масштаб маркетинговых акций заметно сократился: об активизации маркетинговых мероприятий в сентябре сообщили 45% опрошенных, а в июне - 50%. Поэтому можно ожидать достойного уровня маржи в III квартале 2014 года.