ОРЕАНДА-НОВОСТИ. На фоне девальвации рубля и обвала отечественного авторынка иностранные автоконцерны, работающие в рамках промсборки, практически добились замораживания уровня локализации своего производства на год.

Как пишет газета "Коммерсант", Минэкономики разработало проект приказа, вносящего изменения в правила промсборки автомобилей. Планируется, что документ может вступить в силу в феврале этого года. Как и обсуждалось ранее, проект предусматривает замораживание обязательств по локализации производства на уровне 45% на третий и четвёртый годы действия соглашения о промсборке. При этом в стоимости произведённых транспортных средств будут учитываться ещё не реализованные со складов машины, а также автомобили, поставленные на экспорт. Иностранные концерны давно добивались этого на фоне обвала российского авторынка и резкой девальвации рубля, из-за которой выросла цена субкомпонентов и оборудования для их производства.

Помимо замораживания уровня локализации в целом документ предусматривает и смягчение требований к выпуску двигателей, которых поэтапно должны достигать автозаводы.Первый этап предусматривает уровень локализации производства 15%, второй - не менее 30%, выполнение технологических операций любых видов, использование российских заготовок блока двигателя. И на финальном этапе уровень локализации производства должен быть не менее 45% с ещё более широким набором технологических операций. Но приложение к проекту приказа предусматривает годовую отсрочку по переходу на очередной этап. Если первый этап должен был длиться в 2011-2014 годах, то теперь он продлён до 2015-го. Переход на второй этап перенесён с прошлого года на текущий, он продлится до 2018 года. Максимально локализовать выпуск двигателей автоконцерны начнут с 2019 года.

В рамках первого этапа заводы двигателей открыли Ford Sollers и Volkswagen, но это произошло в 2015 году. Volkswagen заявлял, что инвестировал в мощности около 250 млн евро, Ford Sollers - более 275 млн долларов. В ноябре 2015 года обе компании сообщали о 45-процентном уровне локализации. Другие участники промсборки по новым правилам в этом не нуждались - General Motors покинула российский авторынок как производитель, а у Renault-Nissan с АВТОВАЗом и КАМАЗом ещё в 2014 году уровень локализации составлял 68%.

Собеседники на авторынке рассуждают, что послабление требований к двигателям в первую очередь нужно Volkswagen, которому в том числе из-за девальвации достаточно выгодно позже приступить к глубокой локализации ключевых узлов. Volkswagen поддерживал и изменение формулы локализации, а также внесение туда коэффициента, нивелирующего колебания курса. В Ford сообщили, что выполнили "все текущие обязательства" и в долгосрочной перспективе считают углубление локализации "критически важным для стабильности бизнеса".

"Государство было до последнего заинтересовано в стимулировании локализации производства, поэтому откладывало поблажки для автоконцернов до последнего", - считает независимый автоэксперт Сергей Литвиненко. Но нынешняя ситуация на авторынке делает нецелесообразными существенные инвестиции, поэтому необходимо хотя бы не провоцировать компании на резкие шаги, аналогичные тем, что сделала General Motors, и поддерживать их. В итоге уступки, хоть и временного характера, оказались неизбежными со стороны государства, полагает господин Литвиненко.