ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Центр стратегических исследований компании Росгосстрах представил итоги очередного опроса, который посвящен поведению россиян на рынке финансовых услуг и который на регулярной основе проводится с 2006 года.

"Тема стала особенно актуальна в условиях западных экономических санкций. Оперативные социологические данные позволяют прогнозировать, в каком направлении будут изменяться инвестиционные и кредитные настроения жителей России", - говорит руководитель ЦСИ компании РОСГОССТРАХ Алексей Зубец. Последнее исследование было проведено совместно с РОСГОССТРАХ БАНКОМ в феврале-марте 2015 года в 37 городах России с населением более 500 тыс. человек, в нем приняли участие 7802 респондента.

По итогам исследования можно сделать ряд оптимистичных выводов. Во-первых, 58% россиян, несмотря на трудную ситуацию в российской экономике, верят в долгосрочную надёжность отечественной финансовой системы. Во-вторых, абсолютное большинство россиян (94%), как и раньше, отдают предпочтение рублю при выборе валюты вклада. "В последние пару месяцев мы наблюдаем спад интереса к депозитам в валюте, - отмечает Председатель Правления РОСГОССТРАХ БАНКА Александр Фалев. - На фоне стабилизации общей ситуации, укрепления рубля и привлекательных ставок по депозитам в национальной валюте, перекрывающих инфляцию, население возвращается к традиционным рублевым сбережениям. Валютные вклады сегодня чаще выбирают клиенты, которые рассматривают долгосрочный период для инвестирования средств с целью диверсификации своих сбережений на случай девальвации национальной валюты".

Основной целью сбережений по-прежнему остается страховая функция - 41% семей откладывают средства на случай непредвиденных обстоятельств: аварий, болезни, несчастного случая. Несколько увеличилось число россиян, делающих сбережения для поддержки детей - 19%. Среди молодежи (18-30 лет) делают сбережения 67%, а среди россиян в возрасте более 50 лет - только 42%.

Однако в целом доля населения, делающего сбережения, в начале 2015 года снизилась по сравнению с 2006 годом до 53% (на 5 п.п.); только 28% семей регулярно откладывают некоторую сумму. При этом за последние годы не произошло существенных изменений в наборе инструментов, который используется населением для формирования накоплений. Первые места с большим отрывом, как и ранее, занимают наличные деньги и рублевые банковские вклады. Так, в пользу банковского вклада в рублях высказались 61% участников исследования. Иностранную валюту чаще других предпочитают мужчины, лица в возрасте 40-50 лет, имеющие высокий доход.

Средний срок, на который россияне сегодня готовы доверить свои средства банку или инвестиционной компании, составляет 1,6 года. Самый длительный срок, на который россияне были готовы инвестировать средства в финансовую систему, фиксировался перед предыдущим финансовым кризисом в 2008 году и составлял в среднем 3,1 года. Данные, полученные в ходе исследования, подтверждают и цифры РОСГОССТРАХ БАНКА: розничные клиенты предпочитают хранить средства в рублях, открывая вклады на срок от года по полутора лет. Наиболее популярны вклады с возможностью пополнения, так как многие клиенты стараются зафиксировать наиболее выгодный процент.

Среди тех, кто хочет впервые начать сберегать или предполагает расширить перечень используемых инвестиционных инструментов, наибольшей популярностью пользуются рублёвые банковские депозиты (12%). Одинаковы по популярности вложения в недвижимость с целью дальнейшей перепродажи и вложения в собственный бизнес (по 6%).

"Привлекательность кредитов для населения в последние годы постоянно снижается. Население предпочитает копить деньги, а не брать кредиты на крупные покупки. В 2015 году доля семей, планирующих взять кредит, снизилась на 5 п.п., - говорит Алексей Зубец.- Очевидно, что в условиях повышения ключевой процентной ставки и значительного роста инфляции кредиты стали менее выгодным способом повышения качества жизни".

При этом наиболее важными приобретениями, для которого россияне готовы брать кредит, остаётся собственная квартира (30% потенциальных заёмщиков) и автомобиль (18%). Стабильным на протяжении всего периода исследований ЦСИ компании РОСГОССТРАХ остаётся спрос на кредиты, которые россияне хотели бы использовать на ремонт в квартире или доме.

Согласно результатам исследования, к началу 2015 года каждый третий россиянин (32% участников опроса) имел кредитную карту. Среди владельцев кредитных карт 27% пользуются ими по крайней мере раз в месяц или чаще.