ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Экспертный совет ОАО "АК "Транснефть" обеспокоен заявлениями ответственных представителей Правительства РФ о "замораживании" в 2014 году тарифов естественных монополий, в том числе тарифов на транспортировку нефти. По мнению членов Совета, эти заявления свидетельствуют о намерении пересмотреть условия функционирования субъектов естественных монополий, которые в настоящее время осуществляют более масштабные инвестиции в российскую экономику, чем  другие компании.  Совет убежден: если речь идет о создании и поддержании благоприятного инвестиционного климата в России, то субъекты естественных монополий вправе осуществлять свою деятельность в стабильных  и прогнозируемых условиях. Это в полной мере относится и к ОАО "АК "Транснефть".

По рекомендации акционера (Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом) Советом директоров компании была утверждена "Программа стратегического развития ОАО "АК "Транснефть" на период до 2020 года". Цель программы - развитие системы магистральных трубопроводов для полного обеспечения потребностей в транспортировке нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке, экспортных поставок на основе применения современных технологий, обеспечивающих высокий уровень надёжности и безопасности, а также оптимальный уровень затрат для компании и потребителей услуг.

Целевые показатели программы достигаются путем реализации целого ряда мер, в числе которых - стабилизация тарифа на транспортировку нефти на уровне инфляции. Именно  в этом случае в долгосрочной перспективе сохраняется устойчивое финансово-экономическое состояние компании и обеспечивается снижение удельных затрат в базовых ценах.

Экспертный совет полагает, что системе российского трубопроводного транспорта нужны долгосрочные тарифные решения. Эти решения должны приниматься Правительством РФ не менее чем на 3 года, оптимально – на 5-7 лет. Необходимо также, чтобы в отношении них действовала "дедушкина оговорка": они не должны пересматриваться задним числом в силу соображений конъюнктурного характера.

Совет констатирует: выполняя выбор и технико-экономические обоснование проектов  строительства магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, "Транснефть" основывается на оценке поступления выручки от того или иного проекта – тарифной выручки. Отсутствие определённости в тарифной, налоговой, дивидендной политике в среднесрочной и долгосрочной перспективе не позволит компании составлять корректные планы-прогнозы развития трубопроводного транспорта. Более того, "Транснефть" в условиях постоянно меняющихся правил игры и подходов к регулированию будет вынуждена опираться на  планы-догадки, качество которых будет невысоким. При этом неизбежно недофинансирование и даже замораживание строительства новых объектов трубопроводного транспорта.

Экспертный совет ОАО "АК "Транснефть" считает, что существующая система индексации тарифов в соответствии с уровнем инфляции позволяет реализовывать долгосрочные цели трубопроводной политики и отвечает интересам всех участников рынка. Совет убежден, что её необходимо сохранить.