ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Standard & Poor's подтвердило долгосрочный и краткосрочный суверенные кредитные рейтинги Азербайджанской Республики на уровне "ВВВ-/А-3". Прогноз по рейтингам — "Стабильный".

Подтверждение суверенных рейтингов Азербайджана отражает мнение агентства об умеренных, но ухудшающихся показателях чистых активов расширенного правительства и укрепляющейся позиции внешнего нетто-кредитора, что может обеспечить "подушку безопасности" в стрессовой финансовой ситуации. В связи с этим Standard & Poor's также отмечает, что долг расширенного правительства останется невысоким, несмотря на ожидаемый дефицит бюджета.

По оценкам, рост экономики страны составил около 5,8% в 2013 г., и это самый высокий показатель после 2009 г. В то время как нефтяной сектор только начинает выходить из рецессии, государственные расходы (особенно на инфраструктуру) способствуют более высоким темпам роста в ненефтяных отраслях. По прогнозам агентства, рост ВВП составит в среднем около 4% в среднесрочной перспективе, что эквивалентно среднегодовому приросту ВВП на душу населения на уровне 3,6% и соответствует показателям сопоставимых стран.

Standard & Poor's полагает, что ежегодный объём нефтедобычи будет приблизительно одинаковым до 2017 г., но растущий объём добычи газа будет поддерживать экономический рост. Агентство ожидает, что разработка газоконденсатного месторождения Шах-Дениз II начнётся в 2018 г. в соответствии с графиком, поскольку консорциум, возглавляемый Государственной Нефтяной компанией Азербайджанской Республики, сделал выбор в пользу Трансадриатического трубопровода для связи месторождения с Трансанатолийским трубопроводом (TANAP), который является основным каналом транспортировки азербайджанского природного газа в Европу.

Экспорт углеводородов должен обеспечивать профицит счёта текущих операций и в дальнейшем, хотя его объём и будет постепенно снижаться с 17% ВВП в 2013 г. (оценка) до 10% ВВП к 2016 г. при средней стоимости нефти 97 долл. / барр. (оценка). Учитывая потребности во внешнем финансировании (брутто) на уровне 62% поступлений по счету текущих операций плюс доступные резервы (оценка) и узкие чистые внешние активы на уровне около 101% поступлений по счёту текущих операций, мы считаем, что Азербайджан занимает сильную позицию внешнего нетто-кредитора (даже если допустить, что в данных есть существенные погрешности).

Позитивным фактором для кредитоспособности страны является значительный объём ликвидных активов Государственного нефтяного фонда Азербайджанской Республики (ГНФАР) — бюджетного резервного фонда, управление которым оценивается как прозрачное по международным стандартам. Средства фонда инвестируются за рубежом; в конце 2013 г. его активы составили 35 млрд долл. (47% ВВП), немного увеличившись по сравнению с 34 млрд долл. в конце 2012 г. Standard & Poor's не ожидает, что объём средств ГНФАР существенно увеличится в долгосрочной перспективе, поскольку государственные расходы будут расти, а объём активов под его управлением может сократиться. Тем не менее его активы обеспечивают правительству страны значительный резерв для смягчения стрессовой финансовой ситуации в экономике, которая может быть обусловлена, например, резким и продолжительным падением цен на нефть. Кроме того, уровень долга расширенного правительства Азербайджана (без учёта гарантий) очень невелик — около 6% ВВП в 2013 г.

Сдерживающее влияние на уровень рейтингов Азербайджана по-прежнему оказывают геополитические и политические риски, в частности связанные с приостановленным конфликтом с Арменией (нет рейтинга S&P) относительно территории Нагорного Карабаха и возможностью нового вооруженного конфликта.

Ещё одним ограничивающим рейтинговым фактором является то обстоятельство, что денежная и банковская системы страны, с точки зрения Агентства, недостаточно развиты; банковская система отличается слабыми стандартами управления и андеррайтинга. Агентство отмечает, что значение этого риска возрастает, учитывая рост потребительского кредитования в последнее время и отсутствие решения текущих проблем крупнейшего банка страны — Международного банка Азербайджана.

Прогноз "Стабильный" отражает баланс рисков, соответствующий текущему уровню рейтинга. С одной стороны, Агентство прогнозирует по-прежнему высокие показатели внешнего платежного баланса, с другой — Standard & Poor's отмечает небольшое ухудшение баланса государственного бюджета Азербайджана, невысокий уровень диверсификации экономики и отсутствие реформ в институциональной среде.

Standard & Poor's может повысить рейтинги, если рост чистых внешних активов страны будет поддержан значительным улучшением макроэкономической среды, ускоренными темпами проведения структурных реформ, которые обусловили бы повышение предсказуемости и прозрачности экономической политики, или укреплением монетарной политики и банковской системы.

И, напротив, рейтинги могут оказаться под давлением, если показатели международных и бюджетных резервов окажутся существенно хуже ожидаемых в рамках базового сценария. Неожиданная эскалация геополитической напряжённости или нарушение внутриполитической стабильности также могут — в зависимости от степени развития этих событий — привести к понижению рейтингов.