ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's подтвердила долгосрочный и краткосрочный суверенные кредитные рейтинги Республики Беларусь на уровне "B-" и "B" соответственно. Прогноз изменения рейтингов - "Стабильный".

Сдерживающее влияние на уровень рейтингов Беларуси оказывают низкая, с точки зрения агентства, предсказуемость и эффективность институциональной и управленческой системы страны, значительные потребности правительства в финансировании и очень высокая зависимость от внешнего финансирования. Кроме того, агентство полагает, что негативное влияние на кредитоспособность страны оказывают значительные потребности правительства в валютном финансировании в конце 2014 г. и в 2015 г., а также сохраняющаяся вероятность проведения экспансионистской фискальной и денежно-кредитной политики в преддверии президентских выборов 2015 г.

Вместе с тем позитивное влияние на рейтинги Беларуси оказывают относительно высокий для данного рейтинга уровень ВВП на душу населения, высокая квалификация рабочей силы, подтвержденная на практике приверженность правительства страны обеспечению сбалансированности бюджета, а также относительно небольшой объём государственного долга.

Standard & Poor's отмечает невысокий уровень предсказуемости государственной политики в Беларуси. Принятие решений в стране сосредоточено в руках президента, который полностью контролирует все ветви власти. При этом администрация президента отвечает за принятие стратегических решений и определяет план действий, в то время как правительство по сути выполняет технократическую функцию, реализуя принятые решения. Система сдержек и противовесов в стране достаточно слаба.

При этом зависимость страны от финансовой, экономической и политической поддержки России, с точки зрения агентства, высока. Вместе с тем агентство отмечает определённую результативность государственной политики, о чем свидетельствует относительно высокий индекс человеческого развития в Беларуси.

ВВП на душу населения в Беларуси (7 591 долл. в 2013 г., оценка) относительно высок по сравнению с другими сопоставимыми странами, что в определённой мере отражает высокий уровень человеческого капитала и высокие темпы роста промышленности в прошлом, в частности машиностроения, которые в значительной степени определялись динамикой спроса со стороны стран СНГ.

Несмотря на усилия правительства по стимулированию потребления и инвестиций, начиная с 2012 г. экономический рост Беларуси был низким, особенно по сравнению с периодом быстрого роста в начале 2000-х. Standard & Poor's полагает, что неблагоприятная внешняя экономическая ситуация (в частности в России и на Украине), невысокая ценовая конкурентоспособность белорусских товаров и отсутствие прогресса в проведении структурных реформ в ближайшие три-четыре года будут продолжать ограничивать темпы экономического роста страны. Несмотря на некоторое ускорение роста в первые восемь месяцев 2014 г. до 1,5% (по сравнению с 0,9% в 2013 г.), агентство не ожидает, что средние темпы роста ВВП Беларуси в 2015-2017 гг. превысят 2%.

Внешние обязательства Беларуси значительно превышают её активы: по оценке агентства, в ближайшие три-четыре года они будут составлять более 100% поступлений по счёту текущих операций (СТО). При этом чистый внешний долг увеличится с 53% поступлений по СТО в 2013 г. до более чем 70% в 2017 г.

Потребности во внешнем финансировании остаются ключевым фактором, ограничивающим кредитоспособность Беларуси. Standard & Poor's ожидает, что в 2014-2017 гг. дефицит счёта текущих операций составит в среднем 6% ВВП, несмотря на постепенное ослабление курса национальной валюты, которого будет недостаточно для существенного улучшения конкурентоспособности белорусских товаров на рынках ключевых торговых партнёров. При этом агентство учитывает в оценках ожидаемое сокращение отрицательного сальдо счёта вторичных доходов (текущих трансфертов) в связи с тем, что в мае 2014 г. Россия и Беларусь заключили соглашение о снижении перечислений экспортных пошлин на нефтепродукты, уплачиваемых Беларусью в бюджет России, начиная с 2015 г. Беларусь вместе с Казахстаном является членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в рамках которого предполагается полное упразднение таможенных пошлин между странами-членами.

Помимо дефицита по счёту текущих операций объём расходов страны по обслуживанию и погашению внешнего государственного долга достигнет пикового значения в 2014-2015 гг. Совокупные выплаты по внешнему государственному долгу Беларуси составляют около 4,5% ВВП в 2014 г. (3,4% уже выплачено в период с января по сентябрь) и останутся высокими на уровне 4,0% ВВП в 2015 г. В четвёртом квартале 2014 г. и в 2015 г. около 25% расходов по погашению и обслуживанию долга будет приходиться на выпуск евробондов, а ещё 12% должно быть выплачено МВФ. Долг Правительства Беларуси в иностранной валюте составляет около 90% государственного долга.

С точки зрения Standard & Poor's, текущая политика НБРБ направлена на решение двух задач: стимулирование экономического роста и обеспечение стабильности уровня цен. В первые восемь месяцев 2014 г. денежно-кредитная политика страны смягчалась: НБРБ снизил ставку рефинансирования и нормативы отчислений банков в обязательные резервы. В условиях текущей девальвации национальной валюты, повышения ставок акцизов и роста административно регулируемых цен это привело к тому, что индекс потребительских цен превысил официальный годовой прогноз в 11% уже в июле 2014 г. Агентство считает, что в случае сохранения этих тенденций и желания правительства страны стимулировать экономический рост, используя инструменты денежно-кредитной политики, и продолжать практику директивного кредитования, инфляция, скорее всего, будет оставаться на уровне двузначных показателей вплоть до 2017 г.

Несмотря на меры НБРБ по ограничению кредитования в иностранной валюте, слабые трансмиссионные каналы в экономике обуславливают высокую долю кредитов и депозитов в иностранной валюте: по состоянию на 1 сентября 2014 г. оба показателя превышали 55% их совокупного объёма по банковской системе. Кредитование в иностранной валюте увеличивает подверженность банковской системы валютному риску и может увеличить объём условных обязательств, в частности при одновременном ухудшении качества активов.

Прогноз "Стабильный" по суверенным рейтингам отражает ожидания относительно того, что, несмотря на слабые показатели внешней ликвидности и недостаточную гибкость денежно-кредитной политики, Правительство Республики Беларусь сможет привлечь средства для рефинансирования долга путём выпуска внутренних облигаций и получения своевременной финансовой поддержки со стороны Правительства Российской Федерации.

Standard & Poor's может предпринять негативное рейтинговое действие, если задержка предоставления поддержки со стороны Российской Федерации или неблагоприятная конъюнктура финансовых рынков затруднят реализацию планов правительства по рефинансированию долга, особенно в условиях отсутствия альтернативных сценариев. Агентство также может понизить рейтинги, если в преддверии президентских выборов в 2015 г. произойдет значительное ослабление фискальной политики, в том числе увеличатся внебюджетные расходы, что приведёт к более быстрому накоплению долга.

Standard & Poor's может повысить рейтинги, если отметим улучшение показателей платёжного баланса, что будет выражаться в снижении потребностей во внешнем финансировании, улучшении сальдо счёта текущих операций и большей доступности иностранной валюты. В этом случае меры, ведущие к повышению конкурентоспособности экономики страны, или значительное позитивное влияние от вхождения в таможенный союз с Россией могут стать факторами, способствующими повышению рейтингов.