ОРЕАНДА-НОВОСТИ. К 2015 году российская бортовая электроника для самолётов может впервые выйти на международный рынок. Минпромторг подвёл итоги конкурса на проведение испытаний бортового оборудования для получения международного сертификата EASA. Единственным участником конкурса стал концерн “Радиоэлектронные технологии” (КРЭТ, стопроцентная “дочка” госкорпорации “Ростех”). На все испытания потребуется 3,2 млрд рублей, из которых 625 млн концерн вложит из собственных средств.

• Мы рассчитываем, что в перспективе бортовое оборудование, агрегаты и системы наших самолётов и вертолётов будут отечественными. И что они выдержат конкуренцию с зарубежными аналогами, - рассказал “Известиям” директор департамента авиационной промышленности Минпромторга Андрей Богинский. - Это ещё один шаг к тому, чтобы при производстве воздушных судов формировать больше добавленной стоимости в России.

Начальник отдела создания и производства гражданской авиационной техники Минпромторга Михаил Богатырёв сообщил “Из-вестиям”, что в планах ведомства - не только импортозамещение, но и экспорт авиационной электроники.

Представитель КРЭТа пояснил, что концерн уже готовит заявку для получения сертифика-та в Межгосударственном авиационном комитете.

Речь идёт прежде всего об электронике для будущего ближне-, среднемагистрального пассажирского самолёта МС-21. Разработчик - корпорация “Иркут” - планирует, что первые его экземпляры появятся на рынке в 2016 гoду, а серийное производство начнётся в 2020-м. Из 332 контрактов на поставку этих самоле-тов более 50 заключено с зарубежными авиа-компаниями. Стоимость одного борта составит около USD 78 млн.

• Сейчас более половины авионики МС-21 - нашего производства, - рассказал замгенди-ректора КРЭТа по стратегическому планированию Андрей Тюлин. - Исключение составляют, например, комплексы навигации и связи. Некоторые системы делают зарубежные компании - Rockwell Collins, Honeywell.

По информации источника в отрасли, другой российский перспективный пассажирский самолёт - Superjet 100 - полностью лишён российской электроники, всё производство бортового оборудования размещено во Франции. Предполагается, что к началу 2020-х годов две трети из 830 запланированных Superjet будут проданы на зарубежных рынках, стоимость одного самолёта составит около USD 35 млн.

Разработчики электроники для МС-21 надеются в будущем использовать её элементы и в других моделях самолётов - например, на военном транспортнике Бе-200.

• Платформа состоит из набора стандартных модулей, которые меняются и модернизируются в процессе жизненного цикла самолёта, - пояснил начальник отделения Госу-дарственного НИИ авиационных систем Геннадий Чуянов.

Однако главный редактор агентства “Авиа-Порт” Олег Пантелеев отмечает, что без доработок перенести электронику с гражданского самолёта на военно-транспортный не получится. Различаются требования к функциональности, работоспособности в случае боевых повреждений.

• Военным потребуется другое “железо”, без использования иностранных элементов, а также программное обеспечение со специфичными функциями, - сказал Олег Пантелеев. - Для всех самолётов военно-транспортной авиации сейчас разрабаты-вают унифицированный комплекс “Купол-3”.

В любом случае окончательный выбор электроники для военной авиации - за Минобороны и Объединённой авиастроительной корпoрацией, отмечает эксперт.