ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Standard & Poor's подтвердило долгосрочный и краткосрочный суверенные кредитные рейтинги Украины по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне "В/В". Прогноз по рейтингам остается "Негативным". Также подтвердён долгосрочный рейтинг Украины по национальной шкале — "uaA-".

На взгляд агентства, сдерживающее влияние на рейтинги Украины оказывают политическая неопределённость, давление на финансовый сектор и слабые показатели внешней ликвидности. В частности, что стратегия правительства, направленная на обеспечение финансирования в иностранной валюте, которое необходимо для покрытия растущих потребностей во внешнем финансировании в среднесрочной перспективе, по-прежнему зависит от благоприятной в настоящее время конъюнктуры на рынках капитала. Позитивное влияние на рейтинги Украины оказывают по-прежнему сравнительно низкий, хотя и растущий уровень долговой нагрузки госбюджета и относительно диверсифицированная экономика.

В 2012 г. чистые валютные резервы страны резко сократились до уровня, обеспечивающего выплаты по счету текущих операций в течение всего примерно трёх месяцев и погашение менее чем 40% краткосрочного внешнего долга. Мы ожидаем, что такая ситуация сохранится, учитывая высокий дефицит по счёту текущих операций, значительный объём краткосрочного внешнего долга и приверженность властей политике управляемого валютного курса.

Standard & Poor's также ожидает, что официальные валютные резервы Украины будут продолжать сокращаться и достигнут уровня, обеспечивающего выплаты по счету текущих операций в течение примерно двух месяцев и погашение менее чем 30% краткосрочного внешнего долга в 2013 г., и останутся на этом низком уровне, если не будут найдены источники долгосрочного финансирования или если не улучшатся показатели счёта текущих операций. До настоящего момента правительство пользовалось преимуществами значительного уровня ликвидности на мировых рынках капитала, покрывая свои потребности в финансировании за счёт международных заимствований. Однако, на взгляд агентства, благоприятная конъюнктура может оказаться неустойчивой, что приведет к дальнейшему усилению давления на показатели внешнего финансирования страны. По оценкам агентства, на данный момент правительство обеспечило финансирование для покрытия примерно половины потребностей в иностранной валюте на 2013 г.

С точки зрения Standard & Poor's, перспективы консолидации бюджета страны ограничены, в связи с чем агентство пересмотрело первоначальные ожидания относительно того, что правительство в конечном счёте повысит внутренние тарифы на газ в целях снижения потребностей по рекапитализации НАК "Нафтогаз Украины". Как следствие, оценка среднего размера дефицита расширенного правительства на 2012-2015 гг. повысилась с около 4% ВВП до 5%.

Вследствие снижения спроса на товары украинского экспорта (продукцию металлургической и машиностроительной отраслей) и дальнейшего сокращения объёма промышленного производства в настоящее время агентство ожидает, что в 2013-2015 гг. рост реального ВВП на душу населения составит в среднем 2,5%. В случае ослабления курса гривны долговая нагрузка бюджета может резко возрасти, поскольку около 52% валового долга номинировано в иностранной валюте. При этом часть валютных обязательств страны состоит из льготных кредитов. Standard & Poor's ожидает, что если курс национальной валюты останется относительно стабильным, а темпы роста дефлятора ВВП (более универсальный инструмент оценки инфляции по сравнению с индексом потребительских цен (ИПЦ)) будут и в дальнейшем опережать темпы роста ИПЦ на 5-7% в год в рамках горизонта нашего прогноза чистый долг расширенного правительства составит примерно 32% ВВП.

В апреле 2013 г. в украинский парламент был внесён законопроект, предусматривающий отмену запрета на приватизацию НАК "Нафтогаз Украины". Этот законопроект может способствовать реализации предложения, которое поддерживают ЕС и Украина, о создании трёхстороннего газового консорциума с участием Украины, России и ЕС для модернизации газотранспортной системы Украины (ГТС). Однако, по мнению Standard & Poor's, Россия, скорее всего, будет по-прежнему ориентироваться преимущественно на транспортировку газа в обход Украины по газопроводам "Северный поток" и "Южный поток". Будущее украинской ГТС без российского газа вызывает сомнения, если не произойдёт значительного увеличения объёмов внутренней добычи газа. Без участия России в любой сделке по приватизации Украина вряд ли сможет договориться о снижении цены на газ, который поставляет в страну ОАО "Газпром".

С другой стороны, Президент Виктор Янукович может принять невыгодное в политическом отношении решение, направленное на усиление влияния России на ГТС. Эта мера может поставить под угрозу объявленную Украиной цель — дальнейшую интеграцию с европейскими рынками. Standard & Poor's не видит лёгкого решения дилеммы, стоящей перед Украиной, но полагает, что сохраняющаяся неопределённость относительно будущего направления развития страны обусловливает принятие сиюминутных политических решений, сохранение ценовых искажений на внутреннем рынке газа и снижение общего уровня инвестиций в стране.

Прогноз "Негативный" отражает возможность понижения долгосрочных кредитных рейтингов Украины с вероятностью по меньшей мере один к трём в ближайшие 12 месяцев, если агентство увидит, что стратегия правительства по привлечению финансирования в иностранной валюте не будет соответствовать возросшим потребностям в финансировании. Резкое и устойчивое снижение чистых международных резервов также может оказать давление на уровень рейтингов.

И, напротив, Standard & Poor's может пересмотреть прогноз по рейтингам на "Стабильный", если правительство своевременно обеспечит финансирование, необходимое для обслуживания и погашения внешнего долга, привлекая его как с рынков капитала, так и через дву- / многосторонние кредиты, одновременно поддерживая уровень чистых международных резервов и принимая меры по стабилизации экономики.