ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's подтвердила долгосрочный и краткосрочный суверенные кредитные рейтинги Азербайджанской Республики на уровне "ВВВ-/А-3". Прогноз по рейтингам - "Стабильный".

Подтверждение суверенных рейтингов Азербайджана отражает мнение агентства о том, что показатели чистых активов расширенного правительства и его позиция внешнего нетто-кредитора остаются достаточно сильными, несмотря на постепенное ухудшение по сравнению с предыдущим периодом, когда в стране отмечался быстрый рост доходов, связанных с нефтедобычей. Несмотря на ожидаемый дефицит бюджета расширенного правительства и постепенное увеличение объема долга, агентство считает, что в целом бюджетные показатели Азербайджана останутся высокими в ближайшие два года.

Рейтинги Азербайджана ограничены умеренным уровнем благосостояния, в целом слабыми институциональной системой и качеством управления, а также ограниченной гибкостью монетарной политики.

Standard & Poor's прогнозируем небольшое снижение темпов экономического роста - с 5,8% в 2013 г. примерно до 4,0% в 2014-2017 г. - вследствие стагнации нефтедобычи, постепенного снижения цен на нефть примерно до 103 долл. / барр. в 2015-2016 гг. и замедления темпов роста в ненефтяных отраслях. Сокращение капитальных расходов из государственного бюджета также будет влиять на темпы экономического роста. Тем не менее, по прогнозам, рост ВВП будет поддерживаться значительным притоком инвестиций в развитие новых нефтегазовых месторождений, а также недавним увеличением зарплат в общественном секторе и других социальных расходов. В долгосрочной перспективе прирост ВВП на душу населения будет составлять около 3%, что в целом соответствует показателям сопоставимых стран. При этом уровень благосостояния населения останется относительно низким, с показателем ВВП на душу населения на уровне 8 300 долл. (оценка) в 2014 г.

В долгосрочной перспективе экономический рост будет поддерживаться ростом добычи газа, который будет компенсировать стагнацию в секторе нефтедобычи. В 2018 г. начнётся добыча на крупнейшем новом газоконденсатном месторождении Шах-Дениз II, с которого азербайджанский природный газ впервые будет поставляться в Европу. В конце 2013 г. был определён финальный маршрут газопровода, и в настоящее время проектируются Трансанатолийский (TANAP)и Трансадриатический трубопроводы (TAP). Они будут построены консорциумом, состоящим из Государственной Нефтяной компании Азербайджанской Республики (SOCAR), международных нефтегазовых корпораций и вновь созданной компании - ЗАО "Южный газовый коридор", которая будет получать финансовую поддержку от национального фонда благосостояния - Государственного нефтяного фонда Азербайджанской Республики (ГНФАР).

Экспорт углеводородов будет по-прежнему обеспечивать профицит счёта текущих операций, несмотря на то, что до 2018 г., когда начнется добыча существенных объемов газа, показатели текущего баланса будут постепенно снижаться. По прогнозам агентства, профицит постепенно сократится с 17% ВВП в 2013 г. (оценка) примерно до 9% ВВП к 2016 г. При этом Standard & Poor's считает, что Азербайджан сохранит сильную позицию внешнего нетто-кредитора. В соответствии с прогнозами в ближайшие три года потребности во внешнем финансировании (брутто) Азербайджана останутся на уровне менее 70% поступлений по счёту текущих операций плюс доступные резервы, а узкие чистые внешние активы - на уровне около 100% поступлений по счету текущих операций. Тем не менее, на взгляд агентства, данные отчётности Азербайджанской Республики по внешнему сектору содержат существенные погрешности.

Сдерживающее влияние на уровень рейтингов Азербайджана по-прежнему оказывают политические и геополитические риски. С точки зрения Standard & Poor's, процесс принятия политически значимых решений в стране в значительной степени централизован и недостаточно прозрачен, что может привести к меньшей предсказуемости этих решений. Агентство отмечает, что подотчётность и прозрачность, а также деятельность независимых институтов недостаточно развиты. В настоящее время конфликт с Арменией (нет рейтингов S&P), касающийся территории Нагорного Карабаха, приостановлен. В то же время не исключена возможность нового вооруженного конфликта, хотя Standard & Poor's и не ожидает его эскалации в среднесрочной перспективе.

Ещё одним ограничивающим рейтинговым фактором является недостаточно развитая денежная и банковская системы страны, которая, по мнению агентства отличается слабыми стандартами управления и андеррайтинга. Центральному банку Азербайджанской Республики недостает институциональной независимости и эффективных инструментов для проведения монетарной политики.

Прогноз "Стабильный" отражает мнение Standard & Poor's о том, что экономика Азербайджана останется концентрированной, институциональная система не будет реформирована, а бюджетные показатели правительства страны постепенно ухудшатся. Эти риски отчасти компенсируются тем, что внешнеэкономическая позиция Азербайджана и его бюджетные показатели в целом останутся сильными.

Негативные рейтинговые действия возможны в течение следующих 24 месяцев, если показатели бюджета или международные резервы будут сокращаться существенно быстрее, чем ожидает агентство в настоящее время. Неожиданная эскалация геополитической напряжённости или нарушение внутриполитической стабильности - в зависимости от степени развития этих событий - также могут привести к понижению рейтингов.

И, напротив, позитивное влияние на рейтинги может оказать рост чистых внешних активов страны, который будет поддержан значительным улучшением макроэкономической среды, а также ускоренные темпы проведения структурных реформ, которые обусловили бы повышение предсказуемости и прозрачности экономической политики, или укрепление монетарной политики и банковской системы.