ИА «Ореанда-Новости». Российские власти хотят разрешить компаниям, которые занимаются пассажирскими перевозками, выдавать ваучеры вместо возврата денег за билеты. Но эксперты утверждают, что от такой меры прежде всего пострадают пассажиры.

Речь идёт о перевозчиках пассажиров по воздуху, железной дороге и воде. У компаний появится право перевести эквивалент средств на личный счёт пассажира, с тем чтобы он потратил их на новый билет, или выдать ваучер на будущую поездку, сообщает «Коммерсант». По данным издания, уже готов соответствующий законопроект. Его Госдума может рассмотреть уже в мае.

При этом отмечается, что такой формат возврата денег может быть введён в случае режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Отмечается, что причиной разработки таких мер стал кризис, который возник в сфере пассажирских перевозок из-за пандемии коронавируса. Так, у авиакомпаний пассажиропоток упал на 80 процентов по сравнению с таким же периодом прошлого года. Но расходы авиакомпаний, например, зарплата сотрудникам или аренда самолётов, остаются на прежнем уровне. В «Аэрофлоте» уже назвали решение о ваучерах жизненной необходимой для отрасли – это поможет сохранить ликвидность во всех звеньях.

На сегодняшний день объём возвратов за билеты на авиаперелёты в России может достигать 70 миллиардов рублей, при этом примерно 40 миллиардов из этой суммы приходится на «Аэрофлот». Компания сейчас не может вернуть такую сумму.

Проблема возврата билетов сегодня остро стоит и у РЖД. Там уже вернули пассажирам свыше 3,5 миллионов ранее приобретённых билетов на сумму почти 8 миллиардов рублей. При этом спрос на железнодорожные поездки сократился более чем на 70 процентов.

Кризис затронул и речные круизные компании, которые продавали билеты на этот сезон ещё с конца прошлого года. Авансом они уже получили 2,2 миллиарда платежей, которые потратили, в частности, на обслуживание кораблей. Сейчас пассажиры перестали бронировать туры из-за коронавируса. Возможные потери для отрасли оцениваются в 15 миллиардов рублей.

Мнения экспертов по этому поводу разделились: некоторые считают, что это спасительная для отрасли мера, но некоторые говорят о том, что, если рейс отменён и компания не несла переменных затрат на перевозку, речи о ваучерах идти не должно. Согласно общему принципу права, норма, ухудшающая чье-либо положение, обратной силы не имеет. Получается, что введение ваучеров задним числом вместо возврата денег за отмененные рейсы невозможно.