ИА «Ореанда-Новости» Пресс-служба Самарского университета им. Королёва сообщила, что сотрудниками вуза был разработан топливозаправщик, позволяющий быстро снабжать топливом спутники с ионными двигателями, что значительно сократит время заправки и даст возможность увеличит количество орбитальной группировки. Информацию об этом опубликовал ТАСС.

Сообщается, что новая разработка, кроме ускорения и упрощения процесса заправки позволит закачивать в топливные баки спутников (шар-баллоны) более чистый ксенон, а также контролировать объём его подачи. Техническое новшество, работа над которым велась с осени 2022-го года, предложено лабораторией криогенной физики университета и разработано совместно с научно-производственным центром «Самара» по заказу ракетно-космического центра «Прогресс». Ускорение и оптимизация процесса заправки позволит быстрее сдавать заказчикам готовые изделия.

Ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра газодинамических исследований (НОЦ ГДИ) Самарского университета им. Королева, профессор Дмитрий Угланов заявил, что установка прошла испытания, моделировавшие штатные и нештатные ситуации, подтвердив соответствие всем рабочим параметрам. Сейчас оборудование передано в РЦК «Энергия», где продут его автономные испытания. Предполагается штатное использование данной установки для заправки спутников ксеноном уже в августе-сентябре этого года.

В настоящее время практикуется демонтаж шар-баллонов перед их заправкой газом. Топливные баки снимаются с уже прошедших испытания аппаратов, направляются в стороннюю организацию, заправляются и возвращаются обратно. Предлагаемая установка позволяет заправлять шар-баллоны, не снимая их с аппарата, что в десятки раз сокращает время подготовки спутника к полёту и сроки его сдачи заказчику.

Количество закачиваемого газа при этом измеряется непосредственно в основном тракте установки в процессе заправки. Новое оборудование способно закачать одним циклом до 50 кг ксенона независимо от количества топливных баллонов. Младший научный сотрудник НОЦ ГДИ Сергей Корнеев отметил, что конструкция установки позволяет закачивать ксенон особой чистоты – до 99,9999%. Примеси других газов – кислорода, аргона, криптона – не только снизят рабочие характеристики и эксплуатационные качества двигателей, но и способны в повышенном содержании вывести их из строя. Именно этот фактор минимизируется предлагаемым изобретением.

Похожие установки есть в НАСА и Европейском космическом агентстве, однако, они имеют принципиально иную конструкцию, сложнее технологически, а также требуют больше времени и затрат на эксплуатацию, что в итоге приводит к замедлению процесса заправки по сравнению с предлагаемым российскими инженерами новшеством.

Владимир Мозалевский, ИА «Ореанда-Новости»